Богданов (МалиновскийМалиновский) АлександрАлександрович (другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928) - философ, социолог, культуролог, экономист, ученый-естествоиспытатель, прозаик, политический деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Увлекшись народовольчеством, Богданов вступил в Союз Северных землячеств, участвовал в студенческих волнениях, в 1894 был арестован, исключен из университета и выслан в Тулу. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в 1896 пришел от народовольческих идей к социал-демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая книга Богданова "Краткий курс экономической науки" (1897). Окончил мед. ф-т Харьков, университета (1899), специальностью избрал психиатрию.
В 1899 издал первую философскую книгу "Основные элементы исторического взгляда на природу". По окончании ун-та снова был арестован за революц. пропаганду и выслан в Калугу (1899-1900), где близко сошелся с ссыльным Луначарским, затем в Вологду (1901-03), где познакомился с Бердяевым, также отбывавшим ссылку.Общение с "идеалистом" и бывшим "легальным марксистом" Бердяевым для "реалиста" Богданова оказалось особенно плодотворным: философские споры идейных оппонентов впоследствии вылились в дискуссию на страницах журн. "Вопросы философии и психологии" и в два взаимополемических сборных статей (с участием "идеалистов" и "реалистов") - "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистич. мировоззрения" (1904). Однако в полемике с будущими "веховцами" (в том числе П.Струве, С. Булгаковым и др.), либеральными экономистами (например, с М. Туган-Барановским) не столько оттачивалась ортодоксальная материалистич., строго марксистская позиция революционера в жизни и философии, сколько вырабатывалось критическое отношение к всевозможным догмам и стереотипам научного и филоского мышления.
В это время Богданов много занимается вопросами психологии (в том числе социальной) и философии, стремясь выработать самостоятельную и творческую позицию по всем вопросам, и главным образом - по проблемам теории познания и сознания (индивидуального и общественного). Богданова не удовлетворяет плехановская диалектико-материалистическая ортодоксия, представляющаяся "сухой и отжившей", сковывает и гегелевская диалектика, кажущаяся схоластичной и узкой, не дающей "полной ясности и законченности" картины мира. Марксистское мировоззрение, по мысли Богданова, нуждается в усовершенствовании и расширении, в обретении реального "яркоцветия" и удалении от схематизма, что оказывается возможным лишь при опоре на данные опыта современных наук, прежде всего естественных. Из новейших философских направлений, наряду с энергетизмом В. Оствальда, особый интерес Богданова вызывает "критическая философия" Р. Авенариуса и Э. Маха, соединяющая многообразие конкретно-научной эмпирики, философский релятивизм в истолковании основных категорий реальности и строгий позитивизм познавательных и исследовательских установок.
Именно махизм кажется Богданову призванным дополнить и развить марксизм с его социально-критическим пафосом, обновив его и сделав современным миросозерцанием. Реализуя свой творческий поиск, Богданов публикует книги "Познание с исторической точки зрения" (1901) и "Из психологии об-ва (Статьи 1901-1904)", большой философский трактат с обоснованием собственной философской системы - "Эмпириомонизм" в 3-х книгах (1904-06). Почти сразу же после своего появления эта философская система встретила критический отпор со стороны "традиционалистов" в марксизме (Плеханов, Аксельрод, Ленин, Каменев и др.). Осенью 1903 Богданов примкнул к большевикам; по окончании ссылки, весной 1904 выехал в Швейцарию, где познакомился и сблизился с Лениным, высоко оценившим его идейный максимализм и радикализм. Богданов стал активным участником большевистских партийных организаций : входил в редакции большевистских органов "Вперед" и "Пролетарий", журн. "Правда", был одним из редакторов газеты "Новая жизнь" (где сблизился с Горьким и оказал на него большое идейное и философское влияние); работал в социал-демократической фракции II Государственной думы. Он избирался членом ЦК на III (1905), IV (1906), V (1907) съездах РСДРП. Разногласия с Лениным сначала на филос. почве (подвергся резкой критике в ленинской философско-публицистической работе "Материализм и эмпириокритицизм", на которую ответил в книге "Падение великого фетишизма. Вера и наука", 1910), а затем и на политической (Богданов возглавил группу левых большевиков - "отзовистов", выступавших против легальной, в том числе парламентской, деятельности большевиков) привели к исключению Богданова из большевистской фракции (1909) и постепенному отходу от полит. работы (1911, после кризиса и раскола, наступившего в группе "Вперед"). В 1907-14 Богданов в эмиграции; здесь он пишет художественную прозу - научно-фантастические (социально-утопические) романы "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912/ 13), сыгравшие важную роль в формировании концепции "научно-технической революции" (термин Богданова); работает над новыми философскими трудами, носящими во многом общедоступный, популярный характер и в то же время развивающими прежние, неопозитивистские идеи автора - "Философия живого опыта" (1913), "Наука об обществ, сознании" (1914).