Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Богданов (Малиновский) Александр Александрович

 1  2  3  4 

<b>Богданов</b>Богданов (МалиновскийМалиновский) Александр Александрович (другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928) - философ, социолог, культуролог, экономист, ученый-естествоиспытатель, прозаик, политический деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

Увлекшись народовольчеством, Богданов вступил в Союз Северных землячеств, участвовал в студенческих волнениях, в 1894 был арестован, исключен из университета и выслан в Тулу. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в 1896 пришел от народовольческих идей к социал-демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая книга Богданова "Краткий курс экономической науки" (1897). Окончил мед. ф-т Харьков, университета (1899), специальностью избрал психиатрию.

В 1899 издал первую философскую книгу "Основные элементы исторического взгляда на природу". По окончании ун-та снова был арестован за революц. пропаганду и выслан в Калугу (1899-1900), где близко сошелся с ссыльным Луначарским, затем в Вологду (1901-03), где познакомился с Бердяевым, также отбывавшим ссылку.Общение с "идеалистом" и бывшим "легальным марксистом" Бердяевым для "реалиста" Богданова оказалось особенно плодотворным: философские споры идейных оппонентов впоследствии вылились в дискуссию на страницах журн. "Вопросы философии и психологии" и в два взаимополемических сборных статей (с участием "идеалистов" и "реалистов") - "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистич. мировоззрения" (1904). Однако в полемике с будущими "веховцами" (в том числе П.Струве, С. Булгаковым и др.), либеральными экономистами (например, с М. Туган-Барановским) не столько оттачивалась ортодоксальная материалистич., строго марксистская позиция революционера в жизни и философии, сколько вырабатывалось критическое отношение к всевозможным догмам и стереотипам научного и филоского мышления.

В это время Богданов много занимается вопросами психологии (в том числе социальной) и философии, стремясь выработать самостоятельную и творческую позицию по всем вопросам, и главным образом - по проблемам теории познания и сознания (индивидуального и общественного). Богданова не удовлетворяет плехановская диалектико-материалистическая ортодоксия, представляющаяся "сухой и отжившей", сковывает и гегелевская диалектика, кажущаяся схоластичной и узкой, не дающей "полной ясности и законченности" картины мира. Марксистское мировоззрение, по мысли Богданова, нуждается в усовершенствовании и расширении, в обретении реального "яркоцветия" и удалении от схематизма, что оказывается возможным лишь при опоре на данные опыта современных наук, прежде всего естественных. Из новейших философских направлений, наряду с энергетизмом В. Оствальда, особый интерес Богданова вызывает "критическая философия" Р. Авенариуса и Э. Маха, соединяющая многообразие конкретно-научной эмпирики, философский релятивизм в истолковании основных категорий реальности и строгий позитивизм познавательных и исследовательских установок.

Именно махизм кажется Богданову призванным дополнить и развить марксизм с его социально-критическим пафосом, обновив его и сделав современным миросозерцанием. Реализуя свой творческий поиск, Богданов публикует книги "Познание с исторической точки зрения" (1901) и "Из психологии об-ва (Статьи 1901-1904)", большой философский трактат с обоснованием собственной философской системы - "Эмпириомонизм" в 3-х книгах (1904-06). Почти сразу же после своего появления эта философская система встретила критический отпор со стороны "традиционалистов" в марксизме (Плеханов, Аксельрод, Ленин, Каменев и др.). Осенью 1903 Богданов примкнул к большевикам; по окончании ссылки, весной 1904 выехал в Швейцарию, где познакомился и сблизился с Лениным, высоко оценившим его идейный максимализм и радикализм. Богданов стал активным участником большевистских партийных организаций : входил в редакции большевистских органов "Вперед" и "Пролетарий", журн. "Правда", был одним из редакторов газеты "Новая жизнь" (где сблизился с Горьким и оказал на него большое идейное и философское влияние); работал в социал-демократической фракции II Государственной думы. Он избирался членом ЦК на III (1905), IV (1906), V (1907) съездах РСДРП. Разногласия с Лениным сначала на филос. почве (подвергся резкой критике в ленинской философско-публицистической работе "Материализм и эмпириокритицизм", на которую ответил в книге "Падение великого фетишизма. Вера и наука", 1910), а затем и на политической (Богданов возглавил группу левых большевиков - "отзовистов", выступавших против легальной, в том числе парламентской, деятельности большевиков) привели к исключению Богданова из большевистской фракции (1909) и постепенному отходу от полит. работы (1911, после кризиса и раскола, наступившего в группе "Вперед"). В 1907-14 Богданов в эмиграции; здесь он пишет художественную прозу - научно-фантастические (социально-утопические) романы "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912/ 13), сыгравшие важную роль в формировании концепции "научно-технической революции" (термин Богданова); работает над новыми философскими трудами, носящими во многом общедоступный, популярный характер и в то же время развивающими прежние, неопозитивистские идеи автора - "Философия живого опыта" (1913), "Наука об обществ, сознании" (1914).

Ссылки по теме:
  • Методы изучения динамики социальных явлений
  • Интегральная социология П. А. Сорокина
  • Богданов (Малиновский) Александр Александрович
  • Производство изделий из пластмассы
    Изготовление изделий из пластмассы выходит на 30% своей рентабельности
    Выбираем красивую недорогую люстру на lampsaz.ua
    Люстра является украшением комнаты, от которой зависит законченность и гармония интерьера
     1  2  3  4 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь