Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Гайгер (Geiger) Теодор

Гайгер (GeigerGeiger) Теодор (09.11. 1891. Мюнхен - 1952) - немецкий социолог. Получил юридическое образование; с 1929 по 1933 г.- проф. в Брауншвайге; с 1933 по 1945 г. находился в эмиграции в Дании (проф. в Архусе); после возвращения являлся одним из ведущих социологов Западной Германии. В понимании социальной реальности примыкал к феноменологической теории Фиркандта. Проделал эволюцию от социал-демократизма к критике социализма.

Наибольший резонанс в зап. социологии получили его работы по проблемам социальной стратификации, классового сознания и социальной мобильности, социологии права и интеллигенции (включая проблематику идеологии). Еще до эмиграции Гайгер подверг критике первоначально им разделявшуюся "классическую" (марксистскую) концепцию рабочего класса и его роли в современных социальных преобразованиях. Он был в числе социологов, противопоставивших концепцию рабочего класса проблематике "нового класса", которым считал служащих. Ему принадлежит идея "возможной связи" между неустойчивым положением этого класса, заинтересованного в упрочении своего социального положения и престижа, и нацистским движением.

Гайгер активно работал над различением понятий "класс" и "сословие", обосновывал превращение в современных условиях классовой дифференциации общества в профессиональную дифференциацию. Гайгер считал, что прежние межклассные напряжения смещаются в 20 в. по линии, пересекающей границы классов. Источником таких напряжений и конфликтов является противоположность интересов "солидарности производителей" (предпринимателей и рабочих), с одной стороны, и интересов потребителей - с другой; все большее значение, согласно Гайгеру, приобретают конфликты между местным населением и "пришлым" (эмигранты), а также конфликты между различными этническими, религиозными и другими группами. Считая, что интеллигенцию нельзя определять ни через классовое (или сословное) положение, ни посредством классового сознания, Гайгер ставил во главу угла вопрос о ее социальной функции, которая состоит в создании новых культурных ценностей и идеологий, вкладе в общую рационализацию жизни, критике существующих институтов с целью ограничения притязаний власть имущих. Гайгер отстаивал тезис, согласно которому мышление и идеология не обязательно связаны с социальным положением их носителей; он отмечал особую роль идеологий в современном массовом оществе. По Гайгеру, атомизированное, характеризуемое безличностью и анонимностью отношений "массовое общество" - миф, изобретение теоретиков; "массовость" - лишь один из аспектов жизни общесва, где интимно-непосредственные и анонимно-дистанцированные отношения не исключают друг друга. Сфера проявления "массовости" - классовые, национальные и прочие движения. В них первичные, "общинные" ценности играют не свойственную им роль; "симпатия" вырождается в "пафос", формируется идеология. В других аспекте идеология трактуется как теоретико-познавательное понятие, как "атеоретичное, проступающее в теории".

Задача ученого, по мнению Гайгера, путем рефлексии нейтрализовать этот фактор. Отсюда следуют нормы научной этики: "ценностное воздержание", "аскетизм чувств" и т. п. В социально-политической сфере Гайгер рекомендовал всеобщее просвещение - "демократизацию разума", с тем чтобы место патетически-иррационального занял трезвомыслящий индивид, сознающий объективный характер социальных процессов и ограниченность человеческих возможностей. Начав как социал-демократ с деятельности по просвещению пролетариата и "формированию классового сознания", Гайгер пришел к либерально-реформистским взглядам, свойственным позитивистски ориентированному социальному мышлению.

Соч.; 1) Die Klassengesellschaft im Schmelz-liegel. Koln, 1949. 2) Aufbau und Stellung der Intelligenz in der Gesellschaft. Stuttg., 1949. 3) Ideologic und Wahrheit: eine soziologische Kritik des Denkens. Stuttg., 1953.

Ссылки по теме:
  • Гайгер (Geiger) Теодор
  • Франкфуртская школа
  • Адорно, Визенгрувд-Адорно Теодор
  • У нас всегда есть выбор У нас всегда есть выбор
    Жизнь порой ставит нас в такие ситуации, когда нам кажется, что выхода у нас нет
    Lille3000 - ферма, созданная на месте вокзала Lille3000 - ферма, созданная на месте вокзала
    Лилль - французский город, в котором была проведена новая практика - для горожан организовали городскую ферму на территории бывшего вокзала, где они теперь могут растить овощи и зелень, а также учиться пчеловодству



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь