Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Лэш (Lasch) Кристофер

Лэш (LaschLasch) Кристофер (р. 1926) - американский социолог и историк культуры, профессор истории Рочестерского универта (США), автор популярной в 70-80 гг. на Западе концепции "нарциссической культуры". В разнообразных социально-патологических явлениях в культуре западного общества (ослаблении чувства исторического времени, вытеснении "этики самоусовершенствования" "этикой самосохранения", преобладающей терапевтически-сенсуалистской окраске культурного климата и пр.) Лэш пытается выявить единую тенденцию, объясняющую перемены в характере и механизмах функционирования культуры, усматривая ее в приходе на смену классической для Запада "культуры конкурентного индивидуализма" новой всеобъемлющей "нарциссической культуры".

Эволюция западного сознания от "экономизма" к "психологизму", сопровождающаяся кризисом традиционных ценностей, обусловливает смену типа культуры, санкционируемую изощренной идеологией "нового патернализма", использующей жаргон социального либерализма для прикрытия абсолютной зависимости индивидуума от бюрократической власти промышленных корпораций и государства. Именно упрочение социально-экономической гегемонии "нового патернализма", опирающегося на целую армию профессиональных политиков, менеджеров, экспертов и делает возможной, по мнению Лэша, замену традиционной "буржуазной культуры, существующей сейчас только на задворках индустриального общества", "новой терапевтической культурой нарциссизма".

Смысл "нарциссизма" современной культуры заключается в том, что в ней сложились определенные социально-психологические механизмы, которые поощряют развитие не эволюционных, а "регрессивных" возможностей человеческой психики, в результате чего оказывается разорванной линия психического развития индивидуума, которая в соответствии с догматами психоанализа вычерчивается так: "нарциссизм", грезы-воспоминания в период раннего детства о внутриутробном существовании, преисполненном блаженного единства с матерью; драматич. период складывания Эдипова комплекса, переживание неизбежного отрыва от матери с последующим наслоением психич. отождествления с кем-либо из родителей - формирование в период отрочества "сверх-Я", совпадающего с идеализированным образом матери или отца - складывание на его основе "идеального Я"; сопряжение с окончат, взрослением и вхождением в "мир культуры" (исторически сложившийся комплекс "социальных табу"), избранием собственной мировоззренческой позиции и социальной роли.

Современное общество с присущими ему моделями социализации и аккультурации личности вносит изменение в это характерное для классической западной культуры формирование "психической конструкции" индивидуума. Прорыв к "новой культуре" (Лэш называет ее "постиндустриальной") невозможен без признания непреложной ценности подлинного, "взрослого", целостного Я, т.е. без преодоления "нарциссизма" - и в форме пронизывающей технологич. императив "прометеанской" иллюзии достижения всемогущества, и в виде культивируемой совр. "экологич. алармистами" иллюзии абсолютного единения с природой, направленной, в частности, на искоренение в человеке Я как мнимого источника всевозможных социальных зол. Этого не осознает "нарциссическая партия" (термин Л.), состоящая из "новых левых", "фрейдомарксистов", "экологич. радикалов", "радикальных феминисток" неофрейдистской ориентации, призывающих в бегстве от "культурной ортодоксии" тоталитарного технократизма к раскрепощению подавленных желаний индивида, "обратному пути" от "культуры" к "природе", планируя тем самым идеологич. убийство Я, демонстрируя на деле неспособность понять истинную природу личности и ее роль в борьбе за социальное освобождение.

Соч.: The New Radicalism in America. N.Y., 1965; The Agony of the American Left. N.Y., 1969; Haven in a Heartless World: The Family Besieged. N.Y., 1977; The Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations. N.Y., 1978; The Minimal Self: Psychic Survival in Troubled Times. N.Y.; L., 1984.

Ссылки по теме:
  • Лэш (Lasch) Кристофер
  • Cоциология девиантного поведения в послеоктябрьский период
  • Тоффлер Э. Конец постоянства (отрывок)
  • Кризис - возможность для роста Кризис - возможность для роста
    Когда приходят трудности, мы можем по-разному их встречать - с опаской, с претензиями к окружающему миру, с недовольством, но можно принимать их с благодарностью, понимая, что в этом мире нет ничего постоянного
    Депрессия - это мысли только о себе самом Депрессия - это мысли только о себе самом
    Мысли - мощная сила в наше время, когда даётся такое большое количество знаний и духовных практик, позволяющих очистить своё сознание и направить свою жизнь в положительном направлении



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь