Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Мид (Mead) Маргарет

<b>Мид</b> <b>Маргарет</b>Мид (MeadMead) Маргарет (16.12.1901, Филадельфия - 15.11.1978, Нью-Йорк) - американский антрополог, профессор Нью-Йоркскосо, Йельского, Колумбийского университетов, видный деятель пацифистского, антирасового, экологического и экуменического движений. Будучи ученицей Боаса и Бенедикт, Мид развивала ведущую тему этой школы - "культура и личность" - по трем направлениям: исследование проблем социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности.

Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер - это совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой. Эмпирическая основа этой концепции - двадцатипятилетние полевые исследования Мид архаических культур с применением прожективных тестов, фото- и киноописаний.

Исходные мировоззренческие и теоретические установки Мид включают: а) предельную релятивизацию критериев культурной нормы вплоть до отказа от дихотомии "примитивное - цивилизованное" как европоцентристского предрассудка в духе функциональной школы (Малиновский, Радклифф-Браун); б) неокантианскую гносеологическую модель, рассматривающую науку только как процесс познания различных истин, в том числе религиозных; в) гуманитарно-христианский экуменизм, оценивающий мистику, атеизм и социальный реформизм как различные виды религиозной энергии; г) философскую семантику А. Лавджоя, согласно которой характер общественного сознания в конкретной культуре определяется набором ключевых для этой культуры понятий и их интерпретацией.

По результатам своей первой экспедиции в 1925-1926 гг. на остров Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. В 1931- 1933 гг. на основании сравнительного изучения трех племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и, следовательно, относительности норм сексуального поведения, которая оказала огромное влияние на идеологию феминизма.

В 1936-1950 гг. в рамках этнографических исследований жителей Бали у Мид складывается новое отношение к архаическим ритуалам - как к специфическим проявлениям универсального космического чувства, лежащего в основе всех религий, в том числе и христианства. В это время Мид вместе с Бенедикт организует сравнительное исследование типов национальных характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов. Значит, общественный резонанс получила написанная Мид совместно с Дж. Болдуином книга о расовых предрассудках и ряд публикаций-исследований об американских индейцах, разрушающих сложившийся в массовом сознании образ "дикаря".

В 60-х гг. под впечатлением нигилистических тенденций контркультурного движения молодежи Мид отказалась от этической концепции функционализма, критикуя свои ранние труды за "абсолютную релятивизацию понятий добра и зла". Теоретические и культурологические исследования Мид аккумулируются в утопический проект создания всемирной "культуры участия". На первом этапе, по ее мнению, должно быть реализовано семиотическое единство человечества, т. е. созданы универсальная система графов, единый геофизический календарь и т. п.; на втором - выработан единый язык. Переход к этой "живой утопии" Мид мыслит как результат двух "тихих революций": технологической модернизации "третьего мира" и "революции метафор" в развитом мире, в ходе которой соблазнительный демонизм понятия "ад" вытеснится живым образом "рая", созданным из архаичных мифов, детских фантазий и плодов творчества экуменической элиты. Эта революция приведет к созданию "новой человеческой генерации, ориентированной на рай". Единицей общежития в новой культуре должен стать "очаг средней величины", который больше, чем нуклеарная семья, но меньше, чем родовой клан. Духовное существование его должно обеспечиваться сочетанием литургической соборности и либеральными ценностями индивидуализма. Идеи Мид продолжают оказывать серьезное влияние на этнографические и культурологические исследования, а также на социол. школу символического интеракционизма, хотя и подвергаются критике за апологетичность в анализе примитивных культур.

Соч.: 1) Культура и мир детства. М., 1988. 2) Toward more vivid Utopia (Utopia). N. Y., 1970. 3) Twentieth century faith N. Y., 1972. 4) Coming on age in Samoa. Morrow, 1986.

Ссылки по теме:
  • Мид (Mead) Маргарет
  • Мид (Mead) Джордж Герберт
  • Бенедикт (Benedict) Рут Фултон
  • Отдых с детьми: приятное с полезным Отдых с детьми: приятное с полезным
    Учебный год подошел к концу и самое время активно планировать приближающийся отпуск
    8 типов йоги - вводный курс 8 типов йоги - вводный курс
    Есть более восьми разных видов йоги



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь