Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Томас (Thomas) Уильям, Айзек

<b>Томас</b> (<b>ThomasThomas</b>) <b>Уильям</b>, <b>Айзек</b>Томас (ThomasThomas) Уильям, Айзек (13.08.1863, Рассел, Виргиния, - 05:12.1947, Беркли, Калифорния) - амер. социолог и социальный психолог. Учился в университетах Теннеси, Геттингена, Берлина, где изучал "психологию народов" и этнологию под влиянием М. Лацаруса, X. Штейнталя, В. Вундта; с 1893 по 1918 г.- проф. Чикагского университета; президент Американского социологического общества (1927).

Социол. теория Томаса неоднородна и отличается резким переходом от психологизаторской направленности ранних работ, исследующих установки индивидов и групп, к ситуативным ("ценностным") характеристикам человеческого поведения. В первых исследованиях Томаса по социологии секса в основе мотивов поведения и установок он усматривает четыре "желания" - нового опыта, безопасности, признания и господства, - которые затем считает возможным свести к двум основным - голоду и сексуальному голоду (т. е. к мотивам инстинктивной природы). Позже в "Польском крестьянине в Европе и Америке" (1918-1920) "желания" (установки) трактуются уже как частично биологические и частично социальные.

В 20-е гг. Томас рассматривает социальное поведение с точки зрения "ситуативного" подхода: мотивы поведения не устанавливаются заранее (как "желания", инстинкты), в соответствии с которыми затем описывается поведение, а обнаруживаются в ходе наблюдения и сравнения поведения в различных ситуациях. "Определение ситуации" на групповом уровне дает представление о нормах и законах, ценностях. "Определение ситуации" индивидом, исходя из собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, дает представление о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида. В зависимости от этого Томас и Знанецкий различают три основных психологических типа: мещанский (филистерский), богемный и творческий (способный к оптимальному "определению ситуации").

"Определение ситуации" как взаимодействие "установок" и "ценностей" ориентировано Томасом главным образом на индивидуальное поведение и оказывается субъективным по существу: "Если люди определяют ситуации как действительные, то они действительны по своим последствиям". Психологизм в "определении ситуации" и человеческого поведения вообще обусловил сомнения Томаса в возможности "закона" в социологии; Томас допускал лишь вероятные предположения, основывающиеся на тщательном изучении ситуации. Отсюда предпочтение им интроспективных методов (анализ личных документов, биограмм, включенное наблюдение и т. п.).

Несмотря на то что работы Томаса не отличаются систематизированным изложением теории и строгим соответствием ей обширного эмпирического материала, они все же оказали значительное влияние на развитие эмпирических исследований и использование предложенных Томасом методов социологических исследований (особое значение здесь имеет "Польский крестьянин в Европе и в Америке").

Соч.: 1) The polish peasant in Europe and America (with F. Znaniecki). Chic., 1918-1920. 2) The child in America. N. Y., 1928.

Ссылки по теме:
  • Томас (Thomas) Уильям, Айзек
  • The Vanishing Voter: Public Involvement in an Age of Uncertainty
  • Самнер (Sumner) Уильям Грэм
  • Бизнес- идея: разведение перепелов Бизнес- идея: разведение перепелов
    Перепелиный бизнес является одним из наиболее успешных начинаний и идеально подходит для новичков - высокая рентабельность и быстрая окупаемость сводят многие риски на ноль
    Преимущества охранно-защитной дератизационной системы (ОЗДС) АПК ОЗДУ-М Преимущества охранно-защитной дератизационной системы (ОЗДС) АПК ОЗДУ-М
    Комплекс аппаратно-программный (АПК) ОЗДУ-М (ГОСТ Р 50940-96 изм



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь