Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Фрейд (Freud) Зигмунд

<b>Фрейд</b> (<b>FreudFreud</b>) <b>Зигмунд</b>Фрейд (FreudFreud) Зигмунд (06.05. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,- 23.09.1939, Хэмистед, близ Лондона) - австр. психолог, социальный мыслитель; создатель психоанализа - специфического психотерапевтического метода, принципы которого с течением времени были распространены на социальную философию, историю, религиоведение, культурологию и т. д. Прогрессирующая "социологизация" психоанализа продолжалась и после Фрейда.

В широком смысле психоанализ охватывает всю совокупность теоретических концепций и методик различных направлений фрейдизма и неофрейдизма, включая их социально-философские и социологические аспекты (Психоаналитическая ориентация). Разработанные Фрейдом новые идеи и подходы сыграли большую роль в различных интеллектуальных, исследовательских и художественных сферах 20 в. Они основаны на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. На этой гипотезе построена психоаналитическая техника, направленная на выявление бессознательных процессов, импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов, восстановления его душевного равновесия. Проблема разрешения сексуальных коллизий - в том числе на самых ранних этапах - имеет, согласно Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе.

В этом ракурсе Фрейд рассматривает, в частности, возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии лежит, согласно Фрейду, в основе социо-культурной, художественной и других видов человеческой деятельности. Со временем, впрочем, сексуальный "монизм" все больше уступал у Фрейда место сексуальному "дуализму": сексуальные инстинкты превращаются в его доктрине в "инстинкт жизни" - Эрос, наряду с которым появляется не менее могущественный "инстинкт смерти" - Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм, а также бессознательного и сознания и определяют, по Фрейду, природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.

Представления Фрейда о структуре общества и его динамике довольно расплывчаты. Социальную структуру он видит преимущественно в патриоцентристском плане, рассматривая, в сущности, только одну стратификационную схему: "вождь - элита - массы" (хотя он говорит иногда и о классовой структуре). Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Фрейд считал, что массы всегда ищут вождя или поклоняются вождю, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним, с точки зрения Фрейда,- один из осн. механизмов внутригрупповой солидарности и социального господства. Среди социообразующих факторов первостепенное значение в концепции Фрейда имеют принудительные факторы, значительная роль отводится взаимным, в частности трудовым, интересам, еще большая - "социальным чувствам" - несексуальным формам эмоциональных отношений между членами группы - альтруистической любви, дружбе, которые, впрочем, представляют собой, по Фрейду, превращенную форму сексуальных импульсов. Что касается механизмов социального господства и подавления, Фрейд выделяет среди них культивирование "нарциссистского" любования социальной системой, в которой сформировался индивид, национальными и культурными традициями, что дает иллюзорную компенсадию за подавление, которому он подвергается.

Другой механизм социального подавления и господства, по Фрейду, сексуальная репрессивность, выражающаяся в принудительном единообразии форм сексуальной жизни, в лишении многих лиц возможности сексуального удовлетворения, в превращении сексуальной свободы в тайную или явную привилегию господствующих классов. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд,- проблема конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам, санкциям и т. п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, это, по его мнению, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человечеству грозит самоуничтожение, с другой - нечто такое, что неизбежно ведет ко все большему извращению личности, к росту неврозов и т. п. Фрейд колебался между радикалистским и конформистским подходом к проблеме.

Двойственно и отношение Фрейда к проблемам социальных изменений. Он склонялся то к пессимистической идее, согласно которой неизменность человеческой природы в принципе блокирует возможность существенных социальных трансформаций, то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно которой посредством психоаналитической терапии и адекватной социализации личности может все-таки произойти фундаментальное изменение человека и общества - массы поднимутся до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся в необходимой степени удовлетворяемыми или сублимированными, а агрессивные инстинкты трансформируются в мирные средства управления обществом. Двойственность социальных позиций Фрейда послужила основой для возникновения в рамках фрейдизма, неофрейдизма и постфрейдизма довольно далеких друг от друга консервативных, либеральных и радикалистских социальных теорий.

Несмотря на интересный анализ ряда социально-психологических механизмов и механизмов социального контроля, наиболее значимые элементы доктрины Фрейда в целом лежат за пределами его социальных изысканий. Однако историческое значение последних весьма велико. Они оказали значит, влияние на западную мысль нашего века, из них выросла психоаналитическая ориентация в социологии.

Соч.: 1) Тотем и Табу. М.- Пб., 1914. 2) Я и Оно. Л., 1924. 3) По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925. 4) Будущность одной иллюзии. М.- Л., 1930.

Ссылки по теме:
  • Фрейд (Freud) Зигмунд
  • Теория личности З.Фрейда
  • Психоанализ в социологии
  • Серьезные знакомства в интернете
    Серьезные знакомства в интернете сегодня - это действительно реально
    Ваша кровать по гороскопу
    А вы знаете, что ваша кровать по гороскопу может отличаться от той, на которой вы спите сегодня? И знаете ли вы, что можно выбрать такую кровать? Если вы слышите об этом впервые, почитайте ниже, как выбрать идеальную кровать согласно вашему гороскопу. Самое главное при выборе кровати - руководствоваться вкусами супруги или возлюбленной



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь