Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Хобхаус (Hobhouse) Леонард Трелони

Хобхаус (HobhouseHobhouse) Леонард Трелони (08.09.1864, станция Айв, близ Лискеда, Англия,-21.06.1929, Аленкон, Франция) - англ. философ, социолог, обществ, деятель, журналист. Преподавал социологию в Лондонском университете (1907-1929). При его содействии было открыто отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук, которое долгое время было единственным центром социологической мысли в Великобритании. Участвовал в создании национального социологического общества (1903).

Xобхаус - первый издатель центрального социол. журнала страны "Социологическое обозрение". Обладая энциклопедическими знаниями, Хобхаус принадлежал к первому поколению энтузиастов новой для того времени науки - социологии. Его концепция социологии сложилась под влиянием дарвинизма социального и философского эмпиризма (традиция от ф. Бэкона до Милля и Конта). В отличие от позитивистской программы, Хобхаус был противником полного отделения социологии от философии. Он провел исследование источников социологии, в т. ч. и философские, которые считал основными. Среди указываемых им источников - политическая, моральная философия, философия истории.

Появление социологии Хобхаус связывает также с развитием физики, биологии и с общим процессом специализации наук конца 19 - начала 20 в. Тем не менее Хобхаус считал, что первичной характеристикой социологии должна быть эмпиричность методов и мировоззрения в целом (если она хочет дать реалистическое описание человеческого сообщества). При этом он приравнивает контовский позитивный метод к эмпирическому. Однако опыт, по мнению Хобхауса нельзя сводить к чувственному опыту, поскольку наравне с ним факты поставляют и эстетический, и правоведческий, и религиозные виды опыта. Социологическая трактовка общественных явлений, по Хобхаусу, не сводится к обобщению эмпирических данных, но должна объяснять их и через категории цели и ценности. Эта концепция "гуманизированного позитивизма", объединявшая в себе объективистский принцип свободы от оценочных суждений и принцип ценностно-нормативного понимания, по-разному оценивалась в истории социологии. Имеются как категоричные заявления о старомодности смешивания фактов и ценностей, о неспособности освободиться от философского морализирования (Р. Флетчер, 1974), так и утверждения о плодотворности подобного синтеза (Ф. Абраме, 1968).

Большое место в работах Хобхауса занимают проблемы понимания социального развития, роли в нем разума и морали. Хобхаус продолжал традицию эволюционной этики конца 19 в. (Эволюционизм, Дарвинизм социальный). Он выступал против идеи детерминированности социальной эволюции исключительно биологическими факторами, против спенсеровского понимания эволюции как автоматического, механистического и неизбежного процесса. По мнению Хобхауса социальный прогресс связан не с жестокой борьбой за существование, а с распространением власти разума и моральным совершенствованием, которые способствуют гармонизации человеческих ассоциаций. Его идеал самоконтролирующейся гуманизированной рациональности, т. е. разума, управляющего собственным развитием с точки зрения нравственности и ценностей, очень созвучен современному неоконсерватизму.

Соч.: 1) Mind in evolution. L., 1901. 2) Morals in evolution, a study in comparative ethics. L., 1906. 3) Development and purpose. L., 1913.

Ссылки по теме:
  • Хобхаус (Hobhouse) Леонард Трелони
  • Данилевский Н. Отношение народного к общечеловеческому (отрывок)
  • Гранола - необычный вариант мюслей Гранола - необычный вариант мюслей
    Мюсли - прекрасный завтрак для тех, кому он нравится и кому подходит
    Как определить, любит ли человек себя по-настоящему? Как определить, любит ли человек себя по-настоящему?
    Любовь к себе часто путается с эгоизмом, когда вместо любви к себе берет верх желание стать центром жизни для других, желание, чтобы все мне подчинялись и служили



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь