Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Шелер (Scheler) Макс

Шелер (SchelerScheler) Макс (22.08.1874, Мюнхен- 19.05.1928, Франкфурт-на-Майне) - нем. философ-идеалист, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, один из теоретиков феноменологической аксиологии и социологии знания как самостоятельных дисциплин. Взгляды Шелера развивались под влиянием неокантианства, философии жизни (Ницше), феноменологии Гуссерля. Обратившись к католической религиозной философии, Шелер в дальнейшем эволюционировал к иррелигированной антропологической философии и социологии, сохраняющей некоторые персоналистические и пантеистические мотивы.

Социология Шелера базируется на его философско-антропологической посылке, согласно которой всякий "подлинно человеческий акт" изначально "двойственен": одновременно духовен и инстинктивен, причем в соответствии с этим он может быть направлен либо на духовное содержание (сфера идеального), либо на "жизненное" содержание, "витальное" (область реального). В соответствии с этим Шелер делил социологию на "реальную социологию", которую называл также "социологией базиса", и "социологию культуры", называемую также "социологией надстройки".

Первый "конкретный факт", от которого должна отправляться "реальная социология",- это телесная организация индивидов и их отношение к остальной природе, обусловленное этой организацией. Под нею Шелер имел в виду прежде всего инстинктуальную структуру человека: голод и его инстинкты, без которых невозможно определить границы хозяйства; половой инстинкт, без которого нельзя понять институт брака; "инстинкт власти", без которого непостижимо государство и подобные ему "образования". В рамках реальной социологии инстинкты должны были рассматриваться, по Шелеру, лишь в той мере, в какой они позволяют объяснить своеобразие социальных институтов, в которых кристаллизуются межчеловеческие отношения. Специальному же анализу они должны были подвергаться в рамках философской антропологии, программу которой наметил Шелер в своих поздних работах ("Из наследства; философское миросозерцание", 1929).

Различая "социологию базиса" и "социологию надстройки", Шелер стремился утвердить независимость и самостоятельность тех сфер практической "жизни" и духовной "культуры", с какими они имеют дело. Если "логика" витально-инстинктуальной человеческой деятельности - это "логика" судьбы (порядок рождения и смерти, развития и старения, которому подчинено все живое), то закон, господствующий в идеальной сфере духовной культуры,- это "логика смысла". В соответствии с этими двумя полюсами должны даваться "типологические характеристики" социологически обусловленных явлений. Каждый феномен человеческой жизни, представляющий нерасторжимое единство инстинктивно-витальных и культурно-духовных начал, классифицируется в зависимости от того, какое из этих начал оказалось решающим для его возникновения и функционирования в поле межчеловеческих связей и отношений.

Шелер полагал, что социология, предметом которой являются социальные детерминации как витальных, так и культурных явлений, "соопределяет" различные аспекты (реальный и духовный) человеческого существования. В своей социологии знания Шелера подверг критике "закон трех стадий" Конта, согласно которому из трех "высших родов знания" (религии, метафизики и науки) первый и второй неизбежно должны отмереть. В этой же связи он выступал с критиками М. Вебера, который исключал из этого ряда метафизику, растворяя ее в религии. Шелер признавал необходимость всех родов знания, подчеркивая возможность их неравномерного развития, обусловленного сочетанием различных факторов, необходимых для нормального функционирования с одной стороны религии, с др.- метафизики и с третьей - науки.

По мере отхода от религиозной точки зрения сам Шелер толковал религию как "освобождающее" знание вообще. Впоследствии идеи Шелера были развиты Хабермасом в его концепции естественно-научного, практического и критически-освободительного видов "познавательного интереса". Шелер оказал существенное влияние на западную социальную философию и социологию 20 в., в т. ч. на развитие антропологического направления как в правоконсервативном (Гелен, Шельский и др.), так и в леворадикальном (французская школа) вариантах. В условиях "веберовского ренессанса" на Западе альтернативу М. Вебсру пытаются искать в шелеровской социологии.

Соч.: 1) Von Ewigen im Menschen. Lpz., 1921. 2) Wissensformen und die Gesellschaft. Lpz., 1926. 3) Die Stellung des Menschne im Kosmos. Darmstadat, 1928.

Ссылки по теме:
  • Шелер (Scheler) Макс
  • Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве М. Шелера
  • Хоркхаймер (Horkheimer) Макс
  • Остекление балконов в зимнее время
    В зимнее время очень важное значение имеет остекление балконов, потому как именно в это время ощущается потребность утепления нашего жилища, особенно при суровых зимних морозах
    Диетологи обсуждают таблетки для похудения
    Когда мы худеем, нам хочется поскорее узнать: недаром ли я отказалась вчера от вкусного торта? Уже исчезли ненавидимые 200 грамм, или необходимо попить таблетки для похудения , или лучше побегать на беговой дорожке? Однако, диетологи не рекомендуют взвешиваться больно часто



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь