Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Эволюция 'экономического человека'

 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

Нам представляется, что таких исходных предпосылок четыре.

1. Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.
2. Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.
3. Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.
4. Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Перед нами возникает облик `компетентного эгоиста`, который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и служит образцом `нормального среднего` человека. Для подобных субъектов всякого рода политические, социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками или фиксированными границами, которые держат их в некой узде, не позволяя одним эгоистам реализовывать свою выгоду за счет других слишком откровенными и грубыми способами. Указанный `нормальный средний` человек и положен в основу общей модели, называемой homo economicus (`экономический человек`). На ней, с определенными отклонениями, построены практически все основные экономические теории. Хотя, разумеется, модель экономического человека не оставалась неизменной и претерпела весьма сложную эволюцию.

Классический этап. Фигура `экономического человека`, этого `компетентного эгоиста`, ведомого `невидимой рукой` к личному и общественному благу, впервые встает в полный рост в трудах классиков английской и французской политической экономии в конце XVIII столетия. Родоначальником положенных в ее основу идей заслуженно считается `великий шотландец` А. Смит (1723-1790). Человек в его труде `Богатство народов` - это автономный
индивид, движимый двумя природными мотивами, - своекорыстным интересом и склонностью к обмену .

Важную роль во взращивании homo economicus сыграл радикальный утилитаризм Дж. Бентама (1748-1832) - последовательного и убедительного проповедника гедонистических принципов. В его `моральной арифметике` основу всех действий человека образует принцип пользы, означающий достижение наибольшего удовольствия и стремление всячески избегать страдания.

Вдохновленная идеями А. Смита, классическая политическая экономия приступает к последовательной рационализации понимания хозяйственной жизни. Эта рационализация связана с упрощением рассматриваемых связей, уменьшением количества вовлекаемых переменных. Признавая в принципе (как само собой разумеющиеся) различия между классами и странами, политико-экономы пытаются снять эти различия в своде общеэкономических принципов, которым придается характер объективных законов. Именно выведение общих принципов, а не описание всего богатства хозяйственной жизни ставит своей задачей Ж. Б. Сэй (1767-1832), обеспечивший победу смитовского учения во Франции . У английского пастора Т. Мальтуса (1766-1834) эти общие принципы приобретают статус естественного закона - печально известного закона о народонаселении, провозглашение которого повлияло на столь многие выдающиеся умы. А с появлением создателя техники экономического анализа Д. Рикардо (1772-1823) установление объективных экономических законов превращается в основной принцип исследования (у А. Смита, заметим, таких законов еще не было). Правда, важные отступления допускаются уже на этом этапе. Так, более эклектичный `последний классик` Дж.С. Милль (1806-1873) разводит законы производства и законы распределения, уподобляя первые законам природы и представляя вторые как продукт общественного устройства. Но человек все более превращается в свод абстрактных принципов, из которых затем непосредственно выводятся все общественно-экономические отношения.

Человек в учении К. Маркса (1818-1883) тоже вполне соответствует канонам `экономического человека`. К. Маркс в значительной степени заимствует и экономический детерминизм Д. Рикардо, и раскритикованные им утилитаристские принципы Дж. Бентама. Выступает ли у К. Маркса человек непосредственно в качестве субъекта хозяйственных действий? Нет, индивиду приходится отойти на задний план, а производственные отношения становятся все более бессубъектными, обезличенными. По собственному признанию К. Маркса, фигуры экономических субъектов для него `являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов` (к учению К. Маркса мы далее будем обращаться неоднократно).

Ссылки по теме:
  • Entangled Evolutions: Media and Democratization in Eastern Europe
  • Воззрения Г. Лебона
  • Самоорганизация социальных систем - программа курса
  • Ветераны молчат о своих нуждах
    Многие современные ветераны не имеют средства для создания комфортных условий дома
    Sms-информирование
    Существует большое количество разнообразных видов рекламы
     1  2  3  4  5  6  7  8  9 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь