3. Анализ форм потребления Как Зиммель, так и Веблен, выдвинули некоторые важные и глубокие идеи относительно новых социальных форм потребления: столичный индивид, согласно Зиммелю, привязывал потребление к своему стремлению к своеобразной индивидуальности и пресыщенности, Веблен ввел понятие показного потребления праздного класса. Зиммель и Веблен были ведущими фигурами в развитии нового дискурса в социологии, который стремился дать анализ социальных изменений, фокусируя внимание больше на социальных факторах, чем на экономических, как это характерно для классического марксизма. 3.1. Экономический класс Работы Зиммеля и Веблена ознаменовали в социологии поворот внимания от экономического к социальному определению класса. Классический марксизм оперировал широким кругом экономических категорий и делал упор на понятии экономического класса, особенно когда речь шла о буржуазии и пролетариате. Эти классы четко определялись через их отношение к средствам производства, то есть к фабрикам, шахтам, машинам и источникам энергии и (в меньшей степени) к средствам распределения (магазинам, складам и транспортным системам) современного капитализма. Согласно Марксу, буржуазия, которая владела этими средствами производства и распределения, имела круг интересов, прямо противоположных интересам тех, кого она нанимала, поскольку она стремилась максимизировать прибыль и минимизировать издержки, включающие в себя расходы на зарплату и жалование. Эта экономическая модель сохраняла в первой половине XX века большое интеллектуальное и политическое значение, и она действительно объясняла, концептуализировала проблемы более широкого контекста социальных изменений, происходивших в этот период в Соединенных Штатах, Великобритании и Западной Европе. Но кроме таких больших событий, как Первая мировая война, Депрессия, финансовый крах на Уолл-стрит, подъем нацизма и фашизма, Вторая мировая война, были и иные изменения, которые, будучи менее драматичными, возможно, не казались в то время столь важными, но которые в определенном смысле лежали в основе некоторых больших исторических событий. К ним относятся изменения в классовой и статусной системах таких капиталистических обществ, и эти изменения были связаны скорее с процессом потребления, чем производства. В мирное время пролетарии были озабочены не только зарплатой, но и строительством и накоплением, своим социальным статусом, то есть вопросом о том, кто они такие, насколько социально значимы или, иначе говоря, они были озабочены своим престижем и оценкой себя окружающими. 3.2 Социальный статус Концепция социального статуса уходит своими корнями в социологию Макса Вебера (1864-1920) <...> Признавая объяснительную силу марксизма как аналитической модели в сфере экономики, Вебер считал, что он недооценивает решающую роль социального статуса в капиталистическом обществе. Вебер полагал, что социальный статус отнюдь не является пережитком более ранней феодальной эпохи, как утверждали некоторые марксисты, а сохранил свою значимость, а в обществе современного промышленного капитализма получил развитие его новый фундамент. Поскольку с точки зрения целей этой главы, сфокусированной на формах потребления, понятие социального статуса имеет особенно большое значение, давайте рассмотрим это веберовское понятие более детально. Вебер следующим образом проводил различие между `классом` и `статусом`: `Понятие `класс` относится к любой группе людей, имеющих один и тот же типичный шанс для приобретения товаров, внешних условий жизни, личного жизненного опыта, постольку поскольку этот шанс предопределен властью ... распоряжаться товарами или навыками с целью получения дохода в условиях данного экономического строя. ... `Классовая ситуация` в конце концов является в этом смысле `рыночной ситуацией` (Вебер, 1970:181-2). Для Вебера главное условие появления `класса` лежит в неравном распределении экономической власти и, следовательно, в неравном распределении возможностей. Но эти экономические причины не исчерпывают всех условий образования групп. Он сформулировал понятие статуса так, чтобы подчеркнуть влияние идей, верований и ценностей на формирование групп, не теряя при этом из виду экономические условия.
|