Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





ПОТРЕБЛЕНИЕ И СТИЛЬ ЖИЗНИ

 1  2  3  4 

3. Анализ форм потребления

Как Зиммель, так и Веблен, выдвинули некоторые важные и глубокие идеи относительно новых социальных форм потребления: столичный индивид, согласно Зиммелю, привязывал потребление к своему стремлению к своеобразной индивидуальности и пресыщенности, Веблен ввел понятие показного потребления праздного класса. Зиммель и Веблен были ведущими фигурами в развитии нового дискурса в социологии, который стремился дать анализ социальных изменений, фокусируя внимание больше на социальных факторах, чем на экономических, как это характерно для классического марксизма.


3.1. Экономический класс

Работы Зиммеля и Веблена ознаменовали в социологии поворот внимания от экономического к социальному определению класса. Классический марксизм оперировал широким кругом экономических категорий и делал упор на понятии экономического класса, особенно когда речь шла о буржуазии и пролетариате. Эти классы четко определялись через их отношение к средствам производства, то есть к фабрикам, шахтам, машинам и источникам энергии и (в меньшей степени) к средствам распределения (магазинам, складам и транспортным системам) современного капитализма. Согласно Марксу, буржуазия, которая владела этими средствами производства и распределения, имела круг интересов, прямо противоположных интересам тех, кого она нанимала, поскольку она стремилась максимизировать прибыль и минимизировать издержки, включающие в себя расходы на зарплату и жалование. Эта экономическая модель сохраняла в первой половине XX века большое интеллектуальное и политическое значение, и она действительно объясняла, концептуализировала проблемы более широкого контекста социальных изменений, происходивших в этот период в Соединенных Штатах, Великобритании и Западной Европе. Но кроме таких больших событий, как Первая мировая война, Депрессия, финансовый крах на Уолл-стрит, подъем нацизма и фашизма, Вторая мировая война, были и иные изменения, которые, будучи менее драматичными, возможно, не казались в то время столь важными, но которые в определенном смысле лежали в основе некоторых больших исторических событий. К ним относятся изменения в классовой и статусной системах таких капиталистических обществ, и эти изменения были связаны скорее с процессом потребления, чем производства. В мирное время пролетарии были озабочены не только зарплатой, но и строительством и накоплением, своим социальным статусом, то есть вопросом о том, кто они такие, насколько социально значимы или, иначе говоря, они были озабочены своим престижем и оценкой себя окружающими.



3.2 Социальный статус



Концепция социального статуса уходит своими корнями в социологию Макса Вебера (1864-1920) <...> Признавая объяснительную силу марксизма как аналитической модели в сфере экономики, Вебер считал, что он недооценивает решающую роль социального статуса в капиталистическом обществе. Вебер полагал, что социальный статус отнюдь не является пережитком более ранней феодальной эпохи, как утверждали некоторые марксисты, а сохранил свою значимость, а в обществе современного промышленного капитализма получил развитие его новый фундамент. Поскольку с точки зрения целей этой главы, сфокусированной на формах потребления, понятие социального статуса имеет особенно большое значение, давайте рассмотрим это веберовское понятие более детально. Вебер следующим образом проводил различие между `классом` и `статусом`:

`Понятие `класс` относится к любой группе людей, имеющих один и тот же типичный шанс для приобретения товаров, внешних условий жизни, личного жизненного опыта, постольку поскольку этот шанс предопределен властью ... распоряжаться товарами или навыками с целью получения дохода в условиях данного экономического строя. ... `Классовая ситуация` в конце концов является в этом смысле `рыночной ситуацией` (Вебер, 1970:181-2).

Для Вебера главное условие появления `класса` лежит в неравном распределении экономической власти и, следовательно, в неравном распределении возможностей. Но эти экономические причины не исчерпывают всех условий образования групп. Он сформулировал понятие статуса так, чтобы подчеркнуть влияние идей, верований и ценностей на формирование групп, не теряя при этом из виду экономические условия.

Ссылки по теме:
  • Социология потребления
  • Флек (Fleck) Людвик
  • Теория праздного класса Т. Веблена
  • Новый элитный комплекс в Санкт-Петербурге
    За ноябрь 2012 года заключено более 170 первичных сделок по продаже квартир в обычных новостройках и примерно 40 сделок на городские элитные квартиры
    Регистрация ООО самостоятельно - пошаговая инструкция
    Большинство начинающих предпринимателей задумываются, как самостоятельно открыть ООО, какие документы могут понадобиться при регистрации, куда подать документы для регистрации, что нужно после регистрации ООО и как избежать ошибок
     1  2  3  4 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь