Методологические основы исследования. Социология Интернета - относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является социальный анализ формирующейся информационной среды в российском обществе, а предметом изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией. С момента появления Интернета на российских просторах различные ученые, в том числе и социологи, изучают Интернет как особую, специфическую реальность. В настоящее время уже опубликованы первые работы, в основном статьи, которые посвящены данной теме [1, 2, 3]. Так, например, в статье Бориса Докторова: `Социология на российском Интернете: в начале долгого пути` [4], речь идет о том, как шел процесс становления социологической сети в Интернете, какие направления и центры возникли на просторах Рунета. Говоря об Интернете как объекте социологического исследования, мы рассматриваем информационную среду как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. В то же время, как и многие другие науки, социология пытается выделить свой предмет в изучении Интернета как объекта исследования. Базовым основанием для изучения сущности и специфики данного явления выступает понятие: `социальная информация`. Социальная информатика, в отличие от просто информатизации общества, которая имеет чисто технический аспект, связана с процессами социума, его взаимодействия с обществом в результате использования информационных технологий. Изучение социальных аспектов информационной среды показывает, как изменяется социальная структура общества под влиянием информатизации, какие возникают проблемы во взаимодействии людей, создающих новые формы и способы общения. Если походить к социальной информации как общетеоретическому и методологическому уровню, то мы получим социальный срез многих общественных отношений, связанных с информатизацией экономики, права, психологии, образования и т.д. Соответственно, можно говорить об информационных технологиях в этих сферах, например, информационных технологиях в экономике (социальный аспект) и др. Однако сегодня никто не рассматривает информационную среду как систему социальной информации (ССИ). Можно с уверенностью сказать, что она отсутствует, но не потому, что ее нет, а потому, что мы не пытаемся рассмотреть динамику развития и взаимодействия этой информационной среды общества. Любая социальная среда, в том числе и информационная, включает в себя процессы становления, развития и функционирования системы как целостного явления. На наш взгляд, понятие `социальная информдинамика` призвана раскрывать именно этот динамичный аспект информационной среды. Социальную информдинамику можно определить как науку о закономерностях образования, преобразования и развития информационных ресурсов в обществе, использовании их в процессах социокультурного взаимодействия между людьми. Социальная информдинамика Исходя из вышесказанного, попытаемся выделить структуру и основные направления развития социологической сети Интернета. Первое направление можно назвать информационным. Как отмечает сам Б. Докторов, в начале ноября 1999 года в Рунете содержалось более 110 единиц учета социологических сайтов. В данном случае речь идет о социологических ресурсах, размещенных на сервере `Российской сети информационного общества` (РСИО). Любой пользователь Интернета, осуществляющий поиск социологической информации, должен либо обратиться к поисковым системам либо к конкретным адресам серверов, расположенных в глобальной сети Интернет. Поэтому создание первой социологической сети в Интернете, пусть даже в рамках (РСИО), является важнейшим шагом на пути создания информационного общества в России. Структура РСИО включает в себя следующие основные разделы: развитие информационного общества, куда включаются все исследовательские центры, организации, социологические ресурсы, конференции, публикации и журналы по данной тематике; общая социология с такими же подразделами, кроме исследовательских центров, и психология.
|