Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Интернет как объект социологического исследования

 1  2  3 

Методологические основы исследования. Социология Интернета - относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является социальный анализ формирующейся информационной среды в российском обществе, а предметом изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией.

С момента появления Интернета на российских просторах различные ученые, в том числе и социологи, изучают Интернет как особую, специфическую реальность. В настоящее время уже опубликованы первые работы, в основном статьи, которые посвящены данной теме [1, 2, 3].

Так, например, в статье Бориса Докторова: `Социология на российском Интернете: в начале долгого пути` [4], речь идет о том, как шел процесс становления социологической сети в Интернете, какие направления и центры возникли на просторах Рунета.

Говоря об Интернете как объекте социологического исследования, мы рассматриваем информационную среду как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. В то же время, как и многие другие науки, социология пытается выделить свой предмет в изучении Интернета как объекта исследования. Базовым основанием для изучения сущности и специфики данного явления выступает понятие: `социальная информация`.

Социальная информатика, в отличие от просто информатизации общества, которая имеет чисто технический аспект, связана с процессами социума, его взаимодействия с обществом в результате использования информационных технологий. Изучение социальных аспектов информационной среды показывает, как изменяется социальная структура общества под влиянием информатизации, какие возникают проблемы во взаимодействии людей, создающих новые формы и способы общения. Если походить к социальной информации как общетеоретическому и методологическому уровню, то мы получим социальный срез многих общественных отношений, связанных с информатизацией экономики, права, психологии, образования и т.д. Соответственно, можно говорить об информационных технологиях в этих сферах, например, информационных технологиях в экономике (социальный аспект) и др.

Однако сегодня никто не рассматривает информационную среду как систему социальной информации (ССИ). Можно с уверенностью сказать, что она отсутствует, но не потому, что ее нет, а потому, что мы не пытаемся рассмотреть динамику развития и взаимодействия этой информационной среды общества. Любая социальная среда, в том числе и информационная, включает в себя процессы становления, развития и функционирования системы как целостного явления. На наш взгляд, понятие `социальная информдинамика` призвана раскрывать именно этот динамичный аспект информационной среды. Социальную информдинамику можно определить как науку о закономерностях образования, преобразования и развития информационных ресурсов в обществе, использовании их в процессах социокультурного взаимодействия между людьми.

Социальная информдинамика

Исходя из вышесказанного, попытаемся выделить структуру и основные направления развития социологической сети Интернета. Первое направление можно назвать информационным. Как отмечает сам Б. Докторов, в начале ноября 1999 года в Рунете содержалось более 110 единиц учета социологических сайтов. В данном случае речь идет о социологических ресурсах, размещенных на сервере `Российской сети информационного общества` (РСИО). Любой пользователь Интернета, осуществляющий поиск социологической информации, должен либо обратиться к поисковым системам либо к конкретным адресам серверов, расположенных в глобальной сети Интернет. Поэтому создание первой социологической сети в Интернете, пусть даже в рамках (РСИО), является важнейшим шагом на пути создания информационного общества в России.

Структура РСИО включает в себя следующие основные разделы: развитие информационного общества, куда включаются все исследовательские центры, организации, социологические ресурсы, конференции, публикации и журналы по данной тематике; общая социология с такими же подразделами, кроме исследовательских центров, и психология.

Ссылки по теме:
  • Опрос российских студентов об опоздании на занятия
  • Опрос российских студентов о своем бизнесе
  • Кто такие интернет-маркетологи
  • Знакомиться в интернете помогает современная психология
    Если у вас созрела потребность обустроить свою личную жизнь, то рекомендуем заняться поисками партнеров противоположного пола на сайте Kisses.ru
    Дефицит внимания у детей
    Если у вас есть дети, то вы, должно быть, слышали о дефиците внимания у детей
     1  2  3 



    altrix-edge.io
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь