Соболев В. А., Сердюк А. А. Наркоманиякакобъектсоциологическогоанализа // Вiсник Харкiвського державного унiверситету. Серiя `Соцiологiчнi дослiдження сучасного суспiльства: методологiя, теорiя, методи`. - Харкiв, 2000. - 492. - С. 167-172.
Проблема аддиктивного поведения вообще и наркомании в частности - по своей природе комплексная проблема. Она имеет несколько аспектов. Среди них можно выделять медицинский, психологический, юридический, социальный: Нас, ни в коем случае не умаляя значение остальных аспектов, интересует именно социальный аспект этой проблемы. До сих пор он остаётся недостаточно разработанным.
Наркомания сегодня рассматривается как социальная патология, принадлежащая к глобальным проблемам современности. Социологическое изучение наркомании позволяет раскрыть латентные социальные механизмы, лежащие в её основании. Социологический подход к исследованию наркомании позволяет:
выявить социокультурный механизм приобщения человека к наркотикам;
определить социокультурные факторы, способствующие и препятствующие возникновению и развитию наркотической зависимости;
выявить основные тенденции развития наркомании как особой, главным образом молодёжной, субкультуры;
выяснить отношение различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, а в особенности - к проблеме потребления наркотиков;
проанализировать мотивы потребления наркотиков среди различных групп населения.
Такой подход, на наш взгляд, может послужить теоретической базой при разработке комплексной программы профилактики потребления наркотиков (и других аддиктивных веществ) у молодёжи. Подобная комплексная программа должна существовать в форме социальной технологии профилактики аддиктивного поведения, и включать в себя все аспекты этой проблемы (биопсихосоциальный подход). Это обусловлено тем, что частные, узкоспециализированные подходы (юридический или медицинский) показали слабую эффективность в условиях эпидемического распространения наркотиков. Именно социологический подход в силу своей комплексности должен быть положен в основу социальной технологии профилактики аддиктивного поведения.
Актуальность проблемы профилактики наркомании обусловлена целым рядом факторов: социальных, экономических, психологических и биологических. Сегодня специалисты не испытывают колебаний в оценке наркологической ситуации - распространение наркомании в Украине приняло эпидемический характер, охватило всю территорию страны, особенно южную её часть. И, что вызывает особую тревогу, образовался криминальный рынок наркотиков на уровне организованных преступных группировок. Должностные лица ОВД и здравоохранения считают, что в стране уже существует наркомафия [1, с. 8]. Профилактика наркомании, как считают некоторые учёные [2, с. 93], является вопросом национальной безопасности и обеспечения выживания нации.
В последнее время социологи усилили внимание к проблемам наркомании, но оно сосредоточено на частных вопросах. Так, Я. И. Гилинский в основном акцентирует своё внимание на остроте проблемы, А. А. Габиани [3] интервьюировал наркоманов проходящих лечение в стационаре. Некоторые российские исследователи предпринимают попытки комплексного анализа этой проблемы [4], однако, до сих пор комплексный подход к социологическому анализу наркомании не был применен в должном объёме.
Впервые в Украине, под эгидой фонда `INCO-Copernicus`, в рамках международного научно-исследовательского проекта `Динамика и социокультурный механизм распространения наркотиков в молодёжной среде после второй Мировой войны` был применен на практике комплексный подход к изучению наркомании. В разработке проекта принимали участие ведущие учёные и практики. В проекте принимают участие несколько университетов Европы.
В основе концепции проекта лежит сочетание качественных и количественных методов измерения таких латентных социальных процессов как распространение наркотиков в молодёжной среде. Это методы: статистического анализа, массового ретроспективного социологического опроса, мониторингового опроса, транскультурального анализа, углублённого биографического интервью, экспертного опроса и математического прогнозирования. Остановимся подробнее на каждом исследовательском блоке.
Подарочная рекламная продукция активно используется компаниями разных сфер деятельности. Заказать сувениры - значит сделать все возможное, чтобы повысить лояльность покупателей к товару или компании, укрепить существующие бизнес-связи.
Прямо пропорционально росту популярности Интернет растет число мошеннических сайтов, цель которых - обмануть, привлечь как можно больше людей и заработать обманным путем