Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Социальные сети, поддерживаемые актами дарения

 1  2  3  4 

В последнее время всё больше исследователей указывают на важность изучения такого феномена, как "социальные сети". Это тем более актуально в применении к российской действительности, что неоднократно отмечали многие социологи. Например, анализ практик, известных как "блат" (Леденева А. 1999), изучение механизмов взаимоподдержки в межсемейной сети (Фадеева О. 1999). Все это - проявление межличностного взаимодействия, называемого "социальная сеть". Социалистическая экономика дефицита делала каждого зависимым от связей с "нужными людьми". Обычно такие связи завязывались в кругу друзей и родственников. Высказывания "Ты мне - я тебе", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" часто приводятся как свидетельство консолидации такой практики в своеобразный неформальный институт (Якубович В. 1999). С начала экономических и социальных реформ появились новые контексты действия социальных сетей, но механизмы действия, их роль в повседневной деятельности людей остались так же актуальны по сей день.

Существуют разные определения понятия "социальные сети". "Сети - это стабильные модели непосредственного взаимодействия между людьми, институты - это правила, посредством которых такие взаимодействия совершаются (набор взаимосвязанных норм), а доверие - это ожидание, что другие будут действовать в наших интересах (Gambetta D. P. 213- 238) " (Цит. по Рона-Тас А. 1999). "Социальная сеть - каналы перераспределения ресурсов между социальными полями" (Ильин В.И.). "Социальная сеть - набор социальных взаимоотношений и социальных связей между определёнными индивидами и сами индивиды" (Embirbaer M., Goodwin J. 1994).

Для поддержания социальных сетей требуются инвестиции. Это может быть как передача материальных благ и денег, так и предоставление тех или иных услуг, например, "помощь трудом". В данном исследовании акцент сделан на феномене подарка как форме поддержания социальной сети. Можно сказать, что подарок далеко не всегда выступает просто бескорыстным выражением любви, щедрости или признательности. Чаще всего дарящий рассчитывает получить что-то взамен, например, чувство благодарности или зависимости одариваемого, повышение собственной самооценки, не говоря уже о самом подарке. Таким образом, в той или иной мере налаживается канал связи в социальной сети. Чаще всего люди, даря подарок, не задумываются над тем, что делают это специально, чтобы поддержать отношения, то есть сохранить определённый канал перераспределения ресурсов, и это естественно. Хотя те же самые подарки понравившемуся человеку ("Дарю просто, если человек приятен" (И2.2)) или привычка, традиция дарить друзьям ("Я знаю, что обязательно получу подарок, поскольку у нас уже появилась традиция отмечать все дни рождения, и знаю примерно его стоимость" (И4.1)) является не чем иным, как попыткой либо наладить новый канал, либо поддержать уже существующий. В первом случае подарок выступает как начало, толчок к новым связям, во втором - как индикатор состояния сети. А содержание подарка, его свойства зависят от места члена этой сети в социальном поле и от характера социальной связи.

В первую очередь, задача исследования была поставлена такая: выявить группы людей, которым дарят подарки и которые дарят подарки (это и будет социальная сеть); определить особенности таких сетей и, исходя из этого, проследить динамику подарка в зависимости от характера сети; насколько влияет тип сети на материальное и духовное содержание подарка. Было проведено несколько структурированных интервью. В ходе исследования были выделены разные аспекты существования феномена подарка как элемента инвестиции в социальную сеть; они будут охарактеризованы ниже.

Для различия особенностей социальных сетей, где существует практика подарка, следует провести классификацию. Опираясь на интервью, можно выделить следующее основание для классификации: частота дарения в зависимости от того, кому дарят подарки, и от ситуации дарения.

Итак, классификация сетей по частоте инвестиций в виде подарков:

 Интенсивно инвестируемые сети;

Ссылки по теме:
  • Социальные сети, поддерживаемые актами дарения
  • Социальная сеть
  • Социология города
  • Оборудование для маркировки товаров от компании Анжей
    Все мы ежедневно выступаем в роли покупателей, приобретая самые необходимые вещи, такие как продукты питания
    Встраиваемые потолочные светильники
    На сайте http://www.lighting.philips.ru можно найти качественные встраиваемые потолочные светильники без слепящего эффекта
     1  2  3  4 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь