Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Трансакционные издержки финансово-промышленной группы

 1  2  3  4  5 

На рубеже тысячелетий термины `глобализация`, `международная интеграция` стали привычными не только в среде экономистов, но и вошли в тексты популярных публикаций в средствах массовой информации. Однако вышеуказанные термины характеризуют процессы, действие которых неоднозначно для экономики отдельной страны. Речь идет, прежде всего, о формировании крупных участников всемирного рынка товаров и капиталов - финансово-промышленных групп (ФПГ).

С одной стороны, либерализация внешнеэкономической деятельности, снижение протекционистских барьеров в соответствии с критериями Всемирной организации торговли (ВТО) приводят к увеличению предложения товарной массы внутри страны, что, в соответствии с классической экономической теорией, приводит к снижению общего уровня цен и увеличению благосостояния населения. Однако, включая в анализ фактор времени, обнаруживаем неоднозначное воздействие внешнеэкономической либерализации на величину и структуру национальной экономики.

Вход на рынок Украины крупных международных компаний зачастую означает для национальных участников (как производителей, так и торговцев) появление гроз-ных конкурентов, у которых есть ресурсы для реализации конкурентной стратегии - стратегии низких цен. Результатом ее будет резкое уменьшение числа национальных фигурантов, прежде всего, за счет централизации капитала, роста производительности труда, сокращения занятости.

В среднесрочной перспективе это означает уменьшение платежеспособного совокупного спроса и усиление конкурен-

ции между оставшимися субъектами предпринимательства. Тем не менее конкурен-тная борьба не приведет к формированию супермонополий, поскольку экспоненциально будут возрастать внутрифирменные трансакционные издержки: в определенный момент времени монополия достигнет пределов `естественного` роста. В долго-срочной перспективе можно ожидать увеличение количества фирм в тех отраслях, где оно прежде сокращалось, рост числа занятых.

С позиции постороннего наблюдателя - идет `нормальный` процесс конкуренции. Однако для страны это может означать резкое ухудшение жизненного уровня населения, причем неравномерно - как территориально, так и по отраслям. Возможно усиление процессов сепаратизма территорий. Следовательно, государство должно сформулировать и последовательно осуществлять политику формирования институциональной структуры, адекватной вызову времени.

Правительство не может оставаться безучастным к проблемам конкурентоспособности национального предприниматель-ского сектора - ведь он обеспечивает экономическую основу деятельности государства. Ведь налоги уплачивает население из полученных доходов, а также субъекты предпринимательской деятельности как юридические лица. Как уменьшение числа налогоплательщиков, так и снижение их платежеспособности, по меньшей мере, нежелательно с позиций формирования доходной части бюджетов всех уровней. Причем этот тезис остается в силе и по отношению к налогообложению имущества (недвижимость, автомобили и пр.).
Поскольку налоги уплачиваются из текущих поступлений `cash-flow`, то при его недостаточной величине у субъектов предпринимательской деятельности активы будут генерировать (с учетом начисленных налогов) отрицательный денежный поток. Реструктуризация путем продажи непроизводительных и непрофильных активов приведет к росту их предложения, что вызовет обесценивание производительного капитала.

Причем процесс обесценивания будет идти с ускорением, пока не придет в соответствие производительность капитала и его стоимость. Ведь не секрет, что как производительность труда, так и эффективность капитала в странах бывшего СССР далеки от `естественного` уровня Европейского Союза. Исследование по заказу инвестиционной компании `Тройка-Диалог` показало недооцененность российских предприятий по сравнению со среднеевропейской капитализацией в 16 раз[1]. Правда, следует учесть, что исследование проводилось с позиций влияния прозрачности корпоративного управления на стоимость компании.

Следовательно, государство просто вынуждено сформулировать собственную политику по повышению международной конкурентоспособности национальной экономики. Одним из вариантов решения поставленной задачи является поощрение создания холдингов, как вертикально интегрированных, так и многоотраслевых (горизонтально диверсифицированных). На сегодняшний момент наиболее структурировано правовое поле создания и деятельности ФПГ. Цель создания ФПГ, исходя из мотивации ее участников, - попытка перейти от `прибылеориентированного` поведения к `рентоориентированному`.

Ссылки по теме:
  • Новая институциональная теория
  • Трансакционные издержки финансово-промышленной группы
  • Кан (Kahn) Герман
  •  1  2  3  4  5 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь