Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Жизненные кризисы в развитии личности (по Э.Эриксону)

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется в общество, либо им отторгается. Известный пси-холог Эриксон ввел понятие `групповая идентичность`, ко-торая формируется с первых дней жизни: ребенок ориенти-рован на включение в определенную социальную группу, на-чинает понимать мир, как и эта группа. Но постепенно у ре-бенка формируется и `эгоидептичность`, чувство устойчивос-ти и непрерывности своего `Я`, несмотря на то, что идут мно-гие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности -длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого воз-раста, а задачи выдвигаются обществом. Но их решение опре-деляется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в резуль-тате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Ба-зовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сие ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокой-но ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития до-верия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмо-ционального общения с младенцем приводит к резкому замед-лению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием ав-тономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обуча-ется контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, оп-рятности, начинают стыдить за `мокрые штанишки`.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром; у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности - волю, память, мышление и пр. Но если роди-тели сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его иг-рам, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, спо-собствует закреплению пассивности, неуверенности, формиро-ванию чувства вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности своего развития в рамках семьи, и те-перь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель-ности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, тогда он ве-рит в свои силы, уравновешен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства сво-ей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери ин-тереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) фор-мируется центральная форма эгоидентичности. Бурный фи-зиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое про-фессиональное призвание, способности, умения - вот вопро-сы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным ста-новится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людь-ми, укрепление связей со своей социальной группой; человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, со-трудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, че-ловек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 1-я -центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, постоянно происхо-дит, воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной фор-мы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое `Я` в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен по-нять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек `принимает` себя и свою жизнь, осозна-ет необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

www.article-sociology.ru

Ссылки по теме:
  • Жизненные кризисы в развитии личности (по Э.Эриксону)
  • Потолок пола. Роли и жизненные сценарии мужчин и женщин
  • Правовое поведение
  • Преимущства заказа фотографий на photomax.ru
    По сравнению с традиционной печатью фотоальбомов и фотографий, фотопечать онлайн имеет ряд преимуществ
    Перспективы современного автомобиля
    Современные автомобили, поезда и самолеты достигли своих пределов в плане увеличения скорости передвижения



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь