Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется в общество, либо им отторгается. Известный пси-холог Эриксон ввел понятие `групповая идентичность`, ко-торая формируется с первых дней жизни: ребенок ориенти-рован на включение в определенную социальную группу, на-чинает понимать мир, как и эта группа. Но постепенно у ре-бенка формируется и `эгоидептичность`, чувство устойчивос-ти и непрерывности своего `Я`, несмотря на то, что идут мно-гие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности -длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого воз-раста, а задачи выдвигаются обществом. Но их решение опре-деляется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в резуль-тате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Ба-зовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сие ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокой-но ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития до-верия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмо-ционального общения с младенцем приводит к резкому замед-лению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием ав-тономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обуча-ется контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, оп-рятности, начинают стыдить за `мокрые штанишки`. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром; у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности - волю, память, мышление и пр. Но если роди-тели сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его иг-рам, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, спо-собствует закреплению пассивности, неуверенности, формиро-ванию чувства вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности своего развития в рамках семьи, и те-перь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель-ности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, тогда он ве-рит в свои силы, уравновешен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства сво-ей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери ин-тереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) фор-мируется центральная форма эгоидентичности. Бурный фи-зиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое про-фессиональное призвание, способности, умения - вот вопро-сы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным ста-новится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людь-ми, укрепление связей со своей социальной группой; человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, со-трудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, че-ловек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 1-я -центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, постоянно происхо-дит, воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной фор-мы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое `Я` в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен по-нять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек `принимает` себя и свою жизнь, осозна-ет необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. www.article-sociology.ru |