Cпособами мышления, например, пониманием пространства и времени, и основными формами социальной организации, особенно нашими понятиями об обществе. В последние годы возникло мощное движение в философии за подход к эпистемологическим вопросам социологическими способами. Пример тому - работа Купа о научных революциях. В начале в социологии познания доминировали проблемы, поднятые марксизмом. Согласно Марксу и Энгельсу, знание часто искажается классовыми интересами. Таким образом, социология познания в том виде, в каком она была предложена марксизмом, интересовалась в основном экономической предопределенностью главных идей определенной эпохи или социальной формации. Данный подход был и оспорен, и продолжен Карлом Мапнгеймом следующим образом: многие разновидности групповой принадлежности и социального положения, а не только классовые и экономические интересы, действуют таким образом, что обуславливают формирование и результаты познания. Маннгейм провел важное различие между `реалистическими`, `идеологическими` и `утопическими` формами знания, а также выявил социальные условия, способствующие каждой из них. Маннгейм был не одинок. По мнению многих социологов, социология познания должна не ограничиваться раскрытием социальной основы `ложных` знаний, а пытаться способствовать выявлению социальной основы `истинного` знания. Сегодня социология познания применяется во многих исследованиях, в частности, в рамках социологии науки и социального конструирования повседневного знания. www.article-sociology.ru |