Теория трудовой мотиваций американского психолога и социолога Абрахама Маслоу раскрывает потребности человека. Классифицируя потребности человека, Абрахам Маслоу разделяет их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и т. п.) и производные, или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни ит. п.). Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных: во-первых, физиологические и сексуальные потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т. п.; во-вторых, экзистенциальные потребности - потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизни и деятельности, стремление избежать несправедливого обращения, а в сфере труда -в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев ит. п.; в-третьих, социальные потребности - в привязанности, принадлежности коллективу, общении, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности; в-четвертых, престижные потребности - в уважении со стороны значимых других, служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке; в-пятых, духовные потребности - потребности в самовыражении через творчество. Достоинство теории Абрахама Маслоу состояло в объяснении, взаимодействии факторов, в открытии их двигательной пружины, в том, что он считал потребности каждого нового уровня актуальными, насущными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Кроме того, Маслоу предположил, что физиологические и сексуальные потребности и экзистенциопальные - врожденные, а остальные социально приобретенные. Дальнейшее развитие концепции Абрахама Маслоу привело к выводу, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга и по-разному влияют па поведение людей. Первая группа - гигиенические факторы. Они не относятся к содержанию работы, употребляются в обозначении благоприятных условий труда и быта, налаженной организации труда и режиме работы, обеспечении работников различными льготами и жильем. Факторы способствуют развитию психологически комфортных отношений между работниками, и в итоге - следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности. Вторая группа факторов -мотивы - удовлетворяют, с точки зрения Фредерика Херцберга, внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность и т. п. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому, считает Фредерик Херцберг, удовлетворенность - есть функция содержания работы, а неудовлетворенность - функция условий труда. www.article-sociology.ru |