Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Антипозитивизм в социологии

0Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, разработать собственный категориальный аппарат и методику исследования, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Позитивизм позволил социологии занять определенное место в системе наук и отмеживаться от многочисленных лженаучных и спекулятивных теорий XIX века. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие.

От позитивизма к антипозитивизму
В конце XIX века среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. Новую методологию предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858-1918) и Макс Вебер (1864-1920).

Георг Зиммель

Георг ЗиммельЗиммель является родоначальником т.н. "формальной социологии", он считал, что все социальные явления уже изучаются другими науками и потому социология должна утвердиться не выбором предмета, а как метод. "Социология должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям".

По Зиммелю, общество - это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или "материю обобществления".

Материя обобществления сама-по-себе не социальна, однако все действия индивида, становятся социальными, поскольку заставляют индивида вступать во взаимодействие.

Обобществление - это реализующиеся в бесконечном количестве способов формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал "формами социации". Главное для социологии, с точки зрения Зиммеля - изучение форм социации.

Социальная теория Зиммеля включала три раздела:

формальная социология
социальная теория познания
концепция исторического развития
Изучая формы социации, Зиммель выделил несколько основных видов:

1.социальные процессы - постоянные, независящие от конкретных обстоятельств их реализации, отношения
2.социальные типы - стандартные взаимоотношения индивидов, представляющих различные группы и слои общества
3.модели развития - система взаимодействия во всех сферах общественной жизни, включающая наиболее значимые социальные институты.
Согласно теории Зиммеля, формы социации возникают на основе материи обобществления, однако затем постепенно могут терять с ней связь. Исходя из этого, Зиммель различал формы социации по мере их отдаления от "потока жизни". Зиммель выделил 3 вида форм социации:

1.спонтанные формы - взаимодействия, вызываемые сиюминутными потребностями
2.экономические и государственно-правовые формы - обеспечивающие опосредствованную реализацию интересов людей
3.игровые формы - чистые формы социации, оторванные от реальных потребностей
Георг Зиммель в своей теории определил, что должна изучать социология и отметил, что существующая методология позитивизма непригодна для изучения форм социаций, однако предложить собственную методологию не сумел, ограничившись критикой. Эту проблему решил другой немецкий ученый - Макс Вебер.

Макс Вебер

Макс ВеберМакс Вебер - известный философ, историк, экономист и социолог, автор теории социального действия и родоначальник "понимающей социологии". Вебер заявлял, что социология - это наука, стремящаяся истолковать и объяснить социальное действие. С Макса Вебера намечается поворот в развитии социологии, переход от системного к поведенческому определению предмета социологии.

Действием называется человеческое поведение, в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды, связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое предполагаемым действующим лицом соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Социальное взаимодействие, в отличие от естественного, всегда сознательно, и поэтому социологии необходимо понимать почему и для чего людей вступают во взаимодействие. Для понимания этого, Вебер предложил методику "отнесения к ценностям". Вебер утверждал, что все социальные действия всегда направлены на достижение определенной цели и таким образом ориентируются на какие-то ценности. Ценности - это разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться.

В каждом обществе существует своя система и выстраивается своя иерархия ценностей. Точно также внутри общества ценности дифференцируются согласно социальной структуре общества. Ценности имеют значения для всех "изучаемых субъектов действия", т.е. являются надсубъектными, потому отношение к ценностям всегда объективно. При этом, Макс Вебер указывал на необходимость различать отнесение к ценностям и оценку действия. Отнесение к ценностям всегда объективно, а оценка всегда субъективна.

Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида:

1.цели-рациональные - определяются, через ожидание какого-либо поведения от других людей или предметов внешнего мира и при использовании этого ожидания как условия или как средства для достижение рационально-направленных или регулируемых целей;
2.ценностно-рациональные - определяются через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую ценность определенного поведения;
3.аффективные - определяются через эмоции и чувства;
4.традиционные - определяются через привычку или установку.
Понять поведение человека и смысл социального взаимодействия возможно только проведя процедуру отнесения к действиям и отнесения к виду социального действия. Общество, по Веберу, образует система действий.

Вебер, резко выступая против социального реализма и социологизма Эмиля Дюркгейма, отрицал все теории, которые в качестве исходной реальности брали социальные всеобщности - общество, государство, экономику и т.п. Реальным, по Веберу, являются только рационально действующие индивиды. Вопрос о первичности общества или индивида, Вебер решал в пользу индивида.

Для изучения общества и социальных процессов, Макс Вебер предложил свою методику идеальных типов. Идеальные типы - это мысленные конструкции, включающие в себя наиболее типичные характеристики, свойства и признаки, изучаемого объекта. Идеальные типы формировались в качестве определений социальных теорий.

Изучая развитие общества, Макс Вебер пришел к выводу, что главной движущей силой общественного прогресса является религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение определяет систему и иерархию ценностей общества, а это формирует систему цели- и ценностно-рациональных действий. Проанализировав в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" основные религии и их внутренние учения, Вебер пришел к выводу, что наиболее динамично развиваются страны, народы которых исповедают протестанизм. Далее идут католицизм и православие. Такие религии, как ислам и буддизм, тормозят развитие общества, поскольку ориентируют на традиционные ценности, не поддерживающие перемены в обществе и прогресс.

www.ru.wikiversity.org

Ссылки по теме:
  • Антипозитивизм в социологии
  • Социология в современной России
  • Jeep Андре Агасси выставлен на eBay Motors
    Знаменитый американский профессиональный теннисист и филантроп Андре Агасси, до завершения своей профессиональной спортивной карьеры очень любил езду по бездорожью на внедорожниках
    Мстители возвращаются
    Удивительные приключения любимых мультперсонажей или героев кино заставляют учащенно биться сердца многих детей



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь