1. Дух времени, в котором мы живем в начале третьего тысячелетия, во все большей степени символизирует понятие глобализации. Путем глобализации конкретные общества, отличающиеся друг от друга многими особенностями и противоречиями, вступают во взаимозависимые отношения со многими экономическими, политическими и культурными процессами, которые принято считать изменениями цивилизации. Для того, чтобы понять эти изменения, необходим не только универсальный подход, но и их рассмотрение в контексте существования плюрализма цивилизаций, и их отношений в глобализованном мире. `История человечества представляет историю цивилизаций. Невозможно размышлять о развитии человечества, используя любые другие понятия`. В современном мире, уже охваченном процессом глобализации, т.е. созданием единого экономического, политического и культурного пространства на планете Земля и созданием `мирового общества`, существует много уникальных цивилизаций. Однако имеется разница в идентификации и объяснении их взаимоотношений и исторической перспективы. По мнению одних, важными являются следующие цивилизации: синь (охватывающая общую культуру Китая и китайских сообществ в Южной Азии и за пределами Китая, а также культуры Вьетнама и Кореи), японская, хинду, исламская, западная, латиноамериканская, африканская4. По мнению других, более важными цивилизациями являются: западная китайская, японская, хинду, славяно-православная, латиноамериканская, африканская. Разница в количестве и перечислении более важных цивилизаций происходят из критериев их идентификации. Однако, несмотря на разницу в критериях, религия всегда представляет главную определяющую характеристику цивилизации. В этом смысле и Вебер указывал на то, что пять мировых религий, четыре и христианство, ислам, индуизм и конфуцианство связаны с более важными цивилизациями. Между цивилизациями имеется существенная разница в языке, культуре, истории, политической практике. Но различие в религии представляет важнейшую особенность - diferenta specifica цивилизации. Ценностные значения отдельных глобальных цивилизаций не только отличаются, но и зачастую способствуют развязыванию фундаменталистских движений, для их сохранения и повторного подтверждения, т.е. возвращения к корням, а также защиты от чужой `ценностной инфекции`. На самом деле, в мире, а также в современном мире, существовали и существуют несколько уникальных цивилизации. `Границы цивилизаций определяют объективные границы влияний больших государств, создавая стабильные, большие пространства родственных народов и государств`. Однако в прежней истории человеческого общества, цивилизации разделяло время и пространство (между ними не было точек соприкосновения, или они были ограниченными и временными). В новой истории, особенно с развитием на научных основах средств труда и коммуникаций, соприкосновения цивилизаций становятся реальностью, в частности, в конце XIX и в начале ХХ века, тогда как в конце ХХ века, благодаря процессу глобализации, имело место не только соприкосновение, но и сопротивление цивилизаций. В этом смысле указывается, что важнейшие, опаснейшие конфликты в мире не будут возникатьконфликты между общественными классами или иными экономически определенными группами, но между людьми, принадлежащими к различным культурным группам. Конфликты между государствами различных цивилизаций несут с собой потенциал, который может развязаться, потому что другие государства и группы из этих цивилизаций объединяются для оказания поддержки родственным странам. Как предполагается, конфликты будут иметь место между главными культурными группами в мире, т.е. уникальными цивилизациями: западной, исламской, конфуцианской, японской, индийской и т.д. В современном мире, как уже было сказано, существует несколько цивилизаций, представляющих собой крупнейшее объединение людей на самом широком уровне культурного идентитета, который отличает их друг от друга. Однако, между собой они соприкасаются так, что существует интенсивное, беспрерывное многонаправленное взаимодействие между всеми цивилизациями. В этом контексте ставится вопрос об отношении между глобализацией и мультицивилизационной действительностью, т.е. приводит ли глобализация и может ли привести к оспариванию и исчезновению уникальных цивилизаций путем столкновения цивилизаций и поражения уникальных цивилизаций со стороны одной из них, или приводит к созданию одной универсальной планетарной цивилизации. Иными словами, если глобализация представляет собой закономерность в развитии человеческого общества, то является ли такой закономерностью и создание универсальной (планетарной) цивилизации, с каким содержанием и особенностями.