Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Антропологический анализ социокультурных процессов

 1  2  3  4  5 

0Сущность социокультурных процессов, специфика формирования, механизм протекания в большей степени являются объектом социологического знания. Многое в социологии этом смысле достигнуто. Вместе с тем, предполагаем правомерность постановки вопроса о необходимости введения антропологического анализа, так как без него адекватность объективной природы и целостной картины социокультурного процесса не будет достигнута.
В свое время американский антрополог Кребер говорил, что социология и антропология - это сестры-близнецы. Мердок добавил, что они были отняты от груди и разлучены О.Контом, взявшим одну из них, и А.Бастианом, взявшим другую, но, тем не менее, обе получили одинаковое дарвиновское образование.
В тоже время многое разделяло социологию и антропологию в тот период. Социологи в силу своей философской ориентации превалировали над антропологами, которые тяготели к естественным наукам. Тем не менее, антропологи находились под сильным влиянием Спенсера и особенно Дюркгейма. Последний, проложив мост между социологией и психологией, несомненно, способствовал также сближению антропологии и социологии.
Наше представление о сути антропологического анализа строится не на противопоставлении антропологии и социологии, а на принципе их интеграции. Такая позиция, на наш взгляд, обогатит научное содержание и даст возможность получить более глубокие и многообразные информационные характеристики и объяснительно-прогнозные модели исследуемого феномена.
По нашему мнению, путь, по которому должна идти сегодня наука - это интегративность. Объединение знания, построенное на синтезе естественных, гуманитарно-социальных наук, - единственный подход, позволяющий сформировать целостное видение процесса.
Однако методологическое различие социологического и антропологического подходов, несомненно, существует. На наш взгляд, она заключается в различии оснований для анализа (см. таблицу 1 на стр.2), суть, которых заключается в том, что социология исходит в своих предпосылках из последствий, а социальная антропология из истоков объекта исследования.

Таблица 1.

Основы социологического анализа
УСЛОВИЯ:
(последствия)
- Экономические
- Социальные
- Политические
- Культурные и др.

ОБЪЕКТ

УСЛОВИЯ:
общество, группы, социальные институты, отношения, процессы и др.

ПРЕДМЕТ
социальный конфликт


Основы антропологического анализа

КУЛЬТУРА:
(истоки и современная ситуация)
- Традиционная (современная) культура
- Национальные особенности среды обитания (страна, край, республика и т.д.)
- Языковая среда
- Этническая культура (доминирующая культура, этнические идентификации)
История региона (краеведение) и др.


ОБЪЕКТ
культура и опосредованное ею общество, группы, социальные институты, отношения, процессы, индивидуальные биосоциокультурные проявления и др.

ПРЕДМЕТ
социокультурный конфликт

Сущность социологического подхода при изучении процессов заключается, прежде всего, в установлении закономерностей, тенденций и механизмов их проистекания в определенных условиях. Предполагается, что при этом обязательно будут вычленены типические черты любых социальных процессов. При наличии набора типических характеристик возможно управление ими, оптимальная коррекция и экстраполяция в будущее.
Надо заметить, что при этом условия формирования и развития одной и той же социальной проблемы постоянно изменяются. В этом заключается вся сложность социологического анализа. Практически, проблема (причем любой категории сложности) к концу серьезного фундаментального исследования, становится проблемой вчерашнего дня.
При антропологическом взгляде на эту же проблемную ситуацию по большому счету также изучаются условия, но через призму культуры (чаще доминирующей) в исследуемой среде. Культура - главный инструмент антропологического объяснения современных социальных трансформаций. Исследование человека включает в себя необходимость знания о принадлежности к определенной культуре как субъектно-личностному аспекту его свойств и характеристик.

Ссылки по теме:
  • A Logic of Expressive Choice
  • Вольтман (Woltmann) Людвиг
  • Тэн (Taine) Ипполит
  • Как выбрать одеяло по наполнителю? Как выбрать одеяло по наполнителю?
    Подбор качественного одеяла - достаточно трудоемкий и сложный процесс, в котором нужно учитывать ряд требований
    Йога признана ЮНЕСКО частью нематериального культурного наследия Йога признана ЮНЕСКО частью нематериального культурного наследия
    Йога сегодня считается больше некоторой системой оздоровления организма и набора физических упражнений, но в действительности йога - это целая наука, которая учит человека выстраивать взаимоотношения человека с высшим началом, то есть Богом
     1  2  3  4  5 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь