Aннотация: Лекционный курс `Социология знания и организациянауки` вводит основные понятия социологии знания, рассматривает проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ. Курс рассматривает основные концепции и подходы в социологии знания и социологии науки. Основной упор сделан на изучении научной повседневности. Примеры из истории науки (в частности, истории социологии) освещают социальные условия производства знания. Задача курса в том, чтобы выработать у слушателей рефлексивную установку исследователей, научив критически применять социологические подходы к науке и научному знанию, в том числе и в первую очередь, к социологии. К содержанию курса `Социология знания и организациянауки` прилагается: список тем к семинарам, список обязательной литературы к семинарам, обширный список список общей литературы по всему курсу.
Основные темы курса `Социология знания и организациянауки`:
Лекция 1. Проблемы социологии знания и социологии науки. Водораздел между наукой и обыденными знаниями. Исключительное положение научного знания. Начало социологии знания: К. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Маннхейм. Задачи курса и проблема рефлексивности исследователя в социологии. Лекция 2. Роберт Мертон: становление взглядов и формирование социологии науки. Мертон и мертонианцы: развод социологии науки и социологии знания. Приращение знания: эмпирические исследования мертоновской школы. Семинар. Начала социологии знания. Поколения, стили и идеология: Карл Маннхейм. Лекция 3. Споры о научном знании в контексте времени: Карл Поппер, Майкл Поляни, Томас Кун и др. Критика мертоновской социологии науки и возвращение к социологии знания. Основные направления социологии научного знания. Семинар. Стиль мышления и мыслительные коллективы. Идеи и судьба Людвика Флека. Лекция 4. Альфред Шютц и его жизненный мир. Феноменологическая социология. Научная повседневность и жизненный мир ученого. Семинар. Феноменологическая социологиязнания: социальное конструирование реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана. Альфред Шюц о социологии. Лекция 5. Социальная организация научного знания. Злоупотребление Томасом Куном и парадигмы в социологии. Дисциплинарная организациязнания: дисциплинирование научных дисциплин, когнитивная власть, символические границы и их построение. Семинар. Знание на рынке символического капитала (Пьер Бурдье). Лекция 6. Организация сообщества и представление о мире: неодюркгеймианские схемы Мери Дуглас. Гендерные аспекты науки: феминистская критика науки, карьерный рост и стратегии гендерной дискриминации, маскулинность и наука в разные эпохи и в разных дисциплинах. Семинар. Сиволическая экономика науки. Кредит доверия и динамика науки (Бруно Латур и Стив Вулгар). Моральная экономика науки (Роберт Коулер) Лекция 7. Научные коммуникации: изучение сетей, международное общение, изучение повседневности научных коммуникаций. Антропология науки. Расширение границ научной повседневности и способы ее социологизации. Семинар. Радикальная теория социологии научного знания: Мишель Каллон и Бруно Латур об актантах и сетях.
Представитель Министерства обороны РФ по ВДВ полковник Александр Кучеренко доложил журналистам о том, что от командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Владимира Шаманова поступило предложение оснастить полевые части роботами, десантируемыми вместе десантниками