Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Практическое значение социальной синергетики

0Теория социальной самоорганизации позволяет существенно по-новому подойти к решению целого ряда фундаментальных проблем философии истории, а именно проблемы:

исторического детерминизма ("всё дозволено" или "всё предопределено");
природы социальных кризисов и путей их преодоления (возможно ли бескризисное развитие общества или нет);
движущих сил истории (борьба каких именно социальных слоев является главным двигателем истории);
критерия социального прогресса (существует ли объективный критерий такого прогресса или его нет);
роли социальных идеалов и утопий (необходимы ли они или только возможны);
существования предела культурного развития человечества (существует ли такой предел или его нет);
возможности долгосрочного социального прогнозирования (справедлива ли попперовская критика такого прогнозирования или нет);
возможности согласованного развития ("коэволюции") общества и природы (должно ли человечество продолжать преобразование природы или же ему следует прекратить вмешательство в естественный ход природных процессов).

Проиллюстрируем новизну синергетического подхода к этим проблемам на примере проблемы коэволюции. С точки зрения этого подхода социальная самоорганизация есть постэволюция природы, т. е. продолжение развития природы на более высоком уровне. Поэтому преобразование природы человеком в ходе его жизнедеятельности есть продолжение природного развития. Отсюда следует, что само понятие коэволюции общества и природы лишено смысла: причина негативных явлений, связанных с преобразованием природы человеком, заключается не в преобразовании природы как таковом, а в характере этого преобразования (определяемом соответствующим социальным идеалом). Как известно, социальные идеалы имеют утилитарные и духовные компоненты. Роль первых играют экономические и политические идеалы, а роль вторых - этические, эстетические и мировоззренческие. Негативные явления в преобразовании природы возникают тогда, когда или духовные идеалы приносятся в жертву ради реализации утилитарных, или утилитарные ради духовных. Очевидно, что для предотвращения негативных явлений, надо согласовывать утилитарное развитие общества с его духовным развитием. Следовательно, для успешной постэволюции природы, надо обеспечить коэволюцию (согласованное, гармоничное развитие) утилитарной и духовной компонент в рамках глобальной социальной системы.

Таким образом, с точки зрения социальной синергетики проблема коэволюции приобретает совершенно новый смысл и сама её постановка существенно меняется. Отсюда, между прочим, следует, что надо, вообще говоря, не только не ослаблять, а усилить преобразование природы (космическая и биологическая инженерия в XXI в.), но это преобразование должно сочетаться с преобразованием социальных идеалов, определяющих характер преобразования природы (социальная инженерия в XXI в., осуществляемая и регулируемая законом дифференциации и интеграции идеалов). При таком условии даже очень радикальное преобразование природы может не только не заключать в себе никакой опасности, но и оказаться великим благом.

Итак, практическое значение теории социальной самоорганизации состоит в том, что она не только не уклоняется от ответа на три самых жгучих вопроса, испокон веков волнующих человечество (не считая их "метафизическими", старомодными или "наивными"), но и даёт на них нетривиальные ответы. На вопрос "Куда мы идём?" следует предельно краткий ответ: "К суператтрактору". На вопрос "Кто виноват?" мы получаем более пространный ответ: "Противоречивая природа социальной реальности, проявляющаяся в том, что каждый раз, когда мы преодолеваем одни социальные противоречия, вместо них возникают новые". Наконец на вопрос "Что делать?" мы получаем очень длинный, сложный и хитроумный ответ, который в первом приближении звучит так: "Искать оптимальную для данных исторических условий форму синтеза порядка и свободы ("хаоса")". Что означает практически такой синтез? Сочетание регламентации одних видов деятельности и либерализации других; иными словами, достижение определённого баланса (равновесия) между "закручиванием гаек" в одних сферах деятельности с их "раскручиванием" в других сферах. Что обычно и делают умные политики.

Но где искать критерий оптимальности? Ещё Аристотель обратил внимание на то, что оптимальность противостоит экстримальности и представляет собой "золотую середину" между двумя крайностями. Чтобы найти эту середину, надо знать эти крайности. В рамках социальной самоорганизации такими крайностями (как показывает мировая история) являются:

на онтологическом уровне - тоталитаризм (культ порядка) и анархизм (культ свободы);
на гносеологическом - догматизм (культ принципов) и скептицизм (культ отказа от принципов);
на аксиологическом - утопизм (культ будущего) и прагматизм (культ настоящего).

Оптимальная для данных исторических условий форма синтеза порядка и свободы определяется специфической формой этих крайностей, проявляющейся в данных исторических условиях (1). Нахождение "золотой середины" между двумя указанными крайностями позволяет найти подобную середину между двумя конечными крайностями, определяющими всё поведение человека, - розовым оптимизмом и чёрным пессимизмом. Роль такой середины играет принцип драматического, т. е. трезвого оптимизма. Только этот принцип позволяет соединить самый возвышенный романтизм с самым трезвым реализмом и обеспечить "твёрдость духа" в любых критических ситуациях.

Отсюда ясно, что борьба только с одной крайностью неизбежно ведёт к скатыванию к другой крайности. Например, односторонняя борьба марксистов с анархизмом привела их, в конечном счёте, к тоталитаризму, точно так же односторонняя борьба с тоталитаризмом может вновь вернуть к анархизму. Стало быть, поиск "золотой середины" всегда связан с одновременной борьбой с обеими крайностями. Нахождение `золотой середины` между двумя указанными крайностями позволяет найти подобную середину между двумя конечными крайностями, определяющими все поведение человека - розовым оптимизмом и черным пессимизмом. Роль такой середины играет принцип драматического, т.е. трезвого оптимизма. Только этот принцип позволяет соединить самый возвышенный романтизм с самым трезвым реализмом и обеспечить `твердость духа` в любых критических ситуациях.

www.soc-opros.info

Ссылки по теме:
  • Социальная синергетика
  • Самоорганизация социальных систем - программа курса
  • Маркетинг
  • Бытовая техника эволюционирует!
    На пороге нового тысячелетия провели опрос на предмет, какое изобретение за последнее тысячелетие относится к наиболее полезному
    Мстители возвращаются
    Удивительные приключения любимых мультперсонажей или героев кино заставляют учащенно биться сердца многих детей



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь