Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Социологические идеи Ш. Монтескье

0Первое место в ряду непосредственных предшественников социологии занимает Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он начал изучение проблем так называемого гражданского общества, исследовал типы политических устройств, известные человеческой истории. При этом он вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов.

В своем труде `О духе законов` Монтескье показал, что, во-первых, за многообразием случайных явлений, обычаев, нравов, привычек, идей кроются глубокие причины, вызванные и самой природой вещей, т. е. объективные законы; во-вторых, все социальные явления можно объединить в типовые группы. Он выделяет три вида законов - гражданские, уголовные и политического строя. Эта близкая к социологической постановка проблемы, однако, в полной мере не была им реализована. Понятия законов он часто смешивает, детерминистские объяснения нередко подменяет философско-морализаторскими.

Монтескье развивает идеи Н. Макиавелли о формах правлении, различает монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, `в руках всего народа или части его` находится верховная власть. Оригинальность и заслуга Монтескье в изучении форм правления заключена, прежде всего, в том, что он установил их зависимость от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций, господствующего среди населения `чувства`, определяющего `принцип правления`.

Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и господства `чувства добродетели`. (Имеется в виду не моральная, а сугубо политическая добродетель, основанная на уважении к законам, на преданности индивидуума коллективу.)

Это значит не то, что все граждане республики реально добродетельны, а то, что республика может процветать лишь в той мере, в какой добродетельны ее граждане. Монархическое государство более вероятно в странах со средней величиной территории и численности населения страны, предполагает существование чинов, преимуществ, сословного неравенства, предпочтений, а потому господства `чувства чести`. Честолюбие, вредное в республике, благотворно в монархии. Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает `чувство страха` перед властью и друг другом.

По мнению Монтескье, ни одну форму правления нельзя объяснить действенностью только какого-то одного фактора. Он поднимается до высот социологического мышления, когда говорит о взаимодействии разнообразных причин. Но падает с этих высот, ограничиваясь общефилософскими рассуждениями о слитности этих причин, их `беспорядочном многообразии` и необходимости их `осмысленного порядка`, вводя сомнительные и неопределенные категории (типа `дух законов`, `дух нации`, `дух народа`) для обозначения результата взаимодействия природных, социальных, экономических, моральных, идеологических и психологических факторов.

Монтескье не мог проигнорировать модную в его время теорию естественных прав человека. Он критикует Гоббса за идею `войны всех против всех`, постулируя в качестве естественных нрав людей, `стремление добывать себе пищу`, `желание жить в обществе`, `мир`, `просьбу, обращенную одним человеком к другому`. По его мнению, `дообщественный человек`, т. е. человек сам по себе, представленный изолированно от общества, не может быть враждебен другому человеку. Война - явление не человеческое, а социальное. От общества, а не от естественной природы человека происходит и неравенство людей. Пока будет общество, будут и войны, и неравенство, и несправедливость. Но все эти пороки можно и нужно смягчить (умерить), что и должно быть целью политического правления, обеспечивающего жизнедеятельность общества путем достижения равновесия социальных сил.

www.soc-opros.info

Ссылки по теме:
  • Монтескье (Montesquieu) Шарль Луи де
  • Социологические идеи Ш. Монтескье
  • Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак
  • В США на детских каналах больше рекламируют вредные продукты питания В США на детских каналах больше рекламируют вредные продукты питания
    Телевидение - очень мощное средство массовой информации, которое очень незаметно и легко внедряет в сознание человека ненужные идеи и мысли
    Да убоится жена мужа своего Да убоится жена мужа своего
    Эта цитата взята из священного Писания, но, по сути, она очень актуальна и сегодня, когда много разговоров о том, что большая часть браков завершаются разводом



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь