В XVII-XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом. Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых буржуазных революций и раннего капитализма в Европе по-новому зазвучали вопросы о том, что же такое общество, по каким законам оно возникает и развивается.
Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников об обществе как аналоге государства и создали учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества.
Заметный вклад в концепцию `общественного договора` внес нидерландский философ-материалист и атеист Барух Спиноза (1632-1677). Он резко критиковал трактовки общества как Божьего установления, полагал, что цель его развития естественна и сводится к совершенствованию человека, его знаний и завоеванию людьми господства над природой. Поведение человека определяет не Бог, а стремление к самосохранению, к продлению рода, к собственной выгоде и удовлетворению своих `вожделений` (страстей). Совместная жизнь людей требует от них согласования своих интересов, создания демократического правления и ограничения всевластия государства над людьми. Спиноза призывал к созданию такого общества-государства, в котором бы соблюдались права людей не только на жизнь, собственность, вероисповедание, но и на многие другие гражданские свободы, в том числе на свободу мысли.
Начало XVIII в. ознаменовано появлением многочисленных философско-морализаторских трактовок общества, развивавшихся по двум антиподным направлениям. Первое ярче всего представлено Антоны Шефтсбери (1671-1713), который в трехтомнике `Характеристика людей, нравов, мнений, времен` отразил учение о самостоятельности морали, ее независимости от социальных условий жизнедеятельности людей и ее решающем воздействии на общество. По его мнению, нравственность свойственна людям от рождения и не связана с их религиозными чувствами. Каждому человеку от природы присуще стремление к разумному наслаждению, реализация которого побуждает его служить высшим моральным ценностям, совершать добродетель. Это качество людей, а не общественный договор, - залог их нормальной совместной жизни. Если люди будут добиваться гармонического сочетания своих альтруистических и эгоистических стремлений, то и личность, и общество будут совершенствоваться в направлении к идеалу - социальной гармонии.
Противоположную позицию отстаивал Бернард Мандевиль (1670-1733) - английский писатель, философ. Он окончил Лейденский университет, был доктором медицины. Прославился как автор философско-сатирического сочинения `Басня о пчелах`.
Взгляды Мандевиля на социальную жизнь в целом с ее государственностью и законами, человеческими недостатками и пороками привлекли внимание современников своей парадоксальностью. Он утверждал, что в богатых государствах с развитой промышленностью разнообразные прихоти и капризы имущих способствуют развитию экономики, росту производства и что темные стороны социальной жизни и порочные свойства человеческой природы способны в конечном итоге приносить пользу обществу. Так, украденные из сундуков деньги пускаются в оборот, а сломанные грабителями замки дают работу ремесленникам и изобретателям новых запоров. Преступники своей опасной для общества деятельностью обеспечивают занятость полиции, судей и тюремщиков.
В целом пороки, правонарушения, преступления и вся система средств борьбы с ними создают состояние общей сбалансированности социального целого. Государство, разбогатевшее в результате преступлений своих граждан и правительств, нуждается в надежных законах, эффективном правосудии, которые охраняли бы приобретенные богатства.
Согласно Мандевилю, преступления возникают, прежде всего, там, где имеются возможности для их совершения, будь то плохо запертые дома, слишком мягкое законодательство или продажные судьи. В этих условиях преступники надеются избежать наказаний и легко идут на нарушение законов. Чтобы этого не было, в государстве должен господствовать принцип неотвратимости наказания, способный привести к уменьшению числа преступлений и казней. Управление с помощью законов должно быть таким, чтобы содержать народ в страхе не перед насилием, а перед силой справедливого правосудия.