Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Промышленная социология

0Промышленная социология - специальная социологическая теория о содержании и значении `человеческого фактора`промышленности, т. е. о структуре, механизмах и эффективности общественных, коллективных и индивидуальных действий и отношений промышленных работников.

Объектом промышленной социологии выступает промышленное производство в контексте общественных условий. Польские социологи А. Сарапата и К. Доктур отмечают, что промышленная социология `занимается влиянием промышленного производства на мотивы, процесс и результаты труда, а также общественными последствиями промышленного производства`. Социальная проблематика промышленности рассматривается на трех уровнях: общем (связывающем промышленность со всем обществом (промышленные отношения в обществе); частном, или отраслевом, который ориентируется на социальные явления в промышленности (социальные отношения в промышленности); единичном, который относится к социальным явлениям внутри промышленного предприятия (`человеческие отношения` внутри предприятия). Очевидно, эти три уровня должны быть зафиксированы в исходном определении промышленной социологии.

Промышленная социология изучает, в качестве своего предмета, социальные процессы, происходящие в отраслях, на предприятиях, в цехах и т. д. Для нее характерно многостороннее понимание структуры производственных коллективов и их функций, умение различать производственно-технические и социальные стороны организации, а также цели и стимулы производственной деятельности.

Кратко проблемы, рассматриваемые промышленной социологией, можно охарактеризовать следующим образом: 1) предприятие как социальная система; 2) функциональные особенности производственных групп (цехов, бригад и др.) и отдельных работников; 3) проблемы управления производственными коллективами; 4) проблемы социальных коммуникаций; 5) внутри- и межколлективные отношения; 6) структура социального контроля; 7) сравнительный анализ производственных организаций.

Основные положения промышленной социологии в области проблематики и методики ориентированы преимущественно на эмпирические исследования и через них на практические проблемы социальных процессов в промышленности.

Схема здесь такова: постановка и обоснование проблемы - эмпирическое описание ее объективных компонентов - предписание и практическая реализация изменений. Ни одну из частей схемы нельзя оторвать или противопоставить другим без ущерба для практического результата и развития самой теории. Промышленная социология по смыслу своего существования является систематизацией проблематики и методики изучения социальных процессов промышленности. Ее задача состоит в постановке и обосновании проблем, определении путей сбора и обработки информации и в основанных на этом рекомендациях. Важной теоретической проблемой промышленной социологии является выделение исходной категории, которая служила бы первой аналитической единицей. Зная специфику промышленного производства, можно считать, что такой единицей является промышленное предприятие. Промышленная социология не занимается изучением предприятия как целого в содержании каждой его стороны. Промышленную социологию прежде всего интересует та особая система отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками, т.е. социальную организацию предприятия. Это значит, что социальная организация предприятия рассматривается прежде всего как система отношений между людьми, включая все формы отношений - от технологических до социально-психологических. Все они оцениваются с определенной, именно социологической точки зрения, специфика которой состоит во внимании к структуре социальных взаимодействий. В состав категориального аппарата промышленной социологии входит такое понятие, как `человеческий фактор`, в содержании которого принято выделять два компонента - производственный коллектив и работник. Эмпирические признаки производственного коллектива, по мнению многих авторов, включают совместную работу и устойчивые непосредственные связи между его членами. Таким образом, внутри предприятия выделяются первичные коллективы. Более высокие уровни коллективных связей теряют признак контактности, но приобретают черты, сближающие коллектив с более широкими системами общественных отношений. Работник в первоначальном определении - это любой человек, входящий в социальный состав предприятия и выполняющий какую-то часть производственного процесса. В деятельности производственного коллектива возникают и развиваются различные формы связи между предметами труда, орудиями труда и работниками, между самими работниками. Связи существуют и в вещественной структуре производства, отношения - только в структуре коллектива либо во взаимодействии человека с вещами. Поэтому структуру коллектива можно определить как систему отношений между людьми или в условиях производства - между работниками. Однако социальная структура имеет и другие особенности, исходя из которых можно указать три существенных критерия дифференциации социальных структур внутри предприятия, образующих самостоятельные основания классификации: социальная структура по критерию различия объективных признаков (демографических и паспортных); социальная структура по критерию различия типов отношений (технико-технологические, социально-экономические, социально-психологические и др.); социальная структура по критерию различия форм деятельности. Практика показывает, что рациональное применение средств и методов промышленной социологии дает необходимый результат в том случае, если на промышленном предприятии рационально и эффективно решаются технологические и экономические вопросы.

Г.Н. Соколова

www.soclexicon.ru

Ссылки по теме:
  • Социология труда
  • Промышленная социология
  • Стадии эволюции обществ по Парсонсу
  • Услуги эвакуатора - скорая помощь на дорогах
    Сегодня невозможно представить себе современную жизнь без личного автомобиля
    Рублевые вклады физических лиц прибыльнее, чем валютные
    В российских банках рублевые и валютные вклады физических лиц выросли на 20% за 2012 год, то есть на 2 триллиона 379,6 миллиарда рублей



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь