Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Французская социологическая школа

0Французская социологическая школа (Школа Дюркгейма)- одно из ведущих направлений французской социологии к. 19 - первой половине 20 в., основанное Э. Дюркгеймом.

Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала `Социологический ежегодник` (`L`Annee sociologique`, выходил в 1898-1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т.д.

Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого следующие: выделение социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Социологизм Французской социологической школы противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как католическая социология (рассматривавшая общество как определенное следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социологический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биологическими или психическими факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде `обожествляя` общество).

Именно теоретические дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержат, ядро `Социологического ежегодника`, и во многом определили ведущие позиции Французской социологической школы во французской социологии первой половины века.

В ранний период (до 1913) важную роль в деятельности школы играла близость не только научных, но и общественных взглядов ее представителей: антиклерикализм, позитивистское превознесение возможностей науки, гражданский либерализм, идеи социального реформизма, направленного на устранение классовых противоречий. Это придавало многим публикациям в `Социологическом ежегоднике` остро полемические, публицистические характер и определяло научную направленность журнала, который в соответствии с научной ориентацией авторов подразделялся на рубрики: общая социология, социология религии, социология права, социология морали, социальная морфология. Основным материалом исследования в работах представителей Французской социологической школы этого периода стала история и современное состояние отдельных институциональных форм общества (церкви, гражданского права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европейской культуры, философии языка, кросскультурных исследований. Новой для социологии стала и принятая во Французской социологической школе коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах математических и статистических методов, отдельных элементов структурной лингвистики и пр. Деятельность школы способствовала введению социологии (в ее дюркгеймовском понимании) в систему высшего, а затем и среднего образования Франции, что способствовало переходу крупнейших представителей школы к преподаванию.

Именно преподавательская деятельность определила лицо Французской социологической школы в `последюркгеймопский` период, наступивший по окончании Первой мировой войны, в которой школа понесла существенные потери. Организующим центром школы становится уже не `Социологический ежегодник` (который выходил еще в течении трех лет в 1925-27), а кафедры социологии университетов Парижа, Бордо, Тулузы, где работали Мосс, Ф. Бурдье, П. Лапи и другие. Стремление к утверждению активной социально-реформаторской роли науки у представителей Французской социологической школы сохранилось, однако взгляды их заметно смещаются от радикально либералистских к умеренным. Определенный отпечаток это наложило и на характер их научных работ и определило акцент на вопросах социальной мобильности, ценностно-символических аспектах социальной организации, проблемах солидаризма. Существенно расширяется поле кросскультурных и сравнительно-исторических исследований за счет этнографического и палеографического материала, а сами исследования такого рода начинают преобладать над небольшими по объему работами по собственно французской проблематике, характерными для раннего периода. Значит, влияние на некоторых предствителей школы (Мосс, Ж. Дави, М. Хальбвакс) оказали идеи структурного функционализма и психологизм `понимающей` социологии М. Вебера.

Постепенное размывание научно-методологической остроты дюркгеймовского социологизма, происходившее по мере развития методов социально-научного знания, и бурное развитие структурно-функционального анализа в антропологии определили постепенное угасание Французской социологической школы как яркого, новаторского направления в социологии. После Второй мировой войны, несмотря на возобновление издания `Социологического ежегодника`, школа фактически прекратила свое существование.

Деятельность Французской социологической школы как ведущего направления французской социологии начала века оказала существенное влияние не только на формирование современных представлений о природе общества и связанной с ним теоретической проблематики, но и на формирование антропологической науки в целом, во многом определила облик современного функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.

Лит.: История бурж. социологии пер. пол. XX в. М., 1979; Очерки по истории теор. социологии XIX-начала XX вв. М., 1994; Durkheim E. Lecons de sociologie. P., 1950; Mauss М. Sociologie et anthropoiogie. P., 1950; Granet М. La civilisation chinoise. P., 1929; The Sociolo-gical Domain: the Durkheimians and the Founding of French Sociology. Camb., 1983.

А. Г. Шейкин
Источник: `Культурология. XX век. Энциклопедия`, Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998

www.dic.academic.ru

Ссылки по теме:
  • Французская социологическая школа
  • Первые школы в социологии
  • Франкфуртская школа
  • Лудомания - кто выигрывает? Лудомания - кто выигрывает?
    Азарт вредит сознанию в человека, делая его зависимым от игры
    Преимущества загородного дома Преимущества загородного дома
    У дачных и загородных поселков есть несколько важных плюсов: наличие соседей - жить в глуши одному далеко не так комфортно, как может казаться на первый взгляд



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь