Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии - ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода - отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики - эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете.
Чикагская школа Уильям Томас (1863-1947). Совместно с Флорианом Знанецким провел и описал исследование случая (case-study) `Польский крестьянин в Европе и Америке`, которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации:"Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям".
Флориан Знанецкий (1882-1958). Считал, что социология - наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек - адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие - это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия - приспособление и оппозиция.
Роберт Парк (1864-1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество - это организация социального контроля. Социальный контроль - общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе `Город` рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе `Город` показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. (`Самое лучшее для самых лучших`). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии - проблема равновесия и кризисов.
Уильям Огборн (1886-1959). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.
Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика- анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм
Колумбийская школа Пауль Лазарсфельд (1901-1976). Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог - социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.
Якоб Леви Морено (1892-1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии - социометрия (исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено - это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.