Прежде чем говорить о сходстве и различиях в подходах к проведению социологических и маркетинговых исследований хочется определиться с суперпозицией социологии и маркетинга. Социология, наряду с психологией и экономической теорией является одной из теоретических основ маркетинга. То, что социология является наукой (а не `продажной девкой мирового империализма`, наряду с генетикой и кибернетикой) под сомнение не ставится. Маркетинг же, не являясь наукой (на мой взгляд), использует по мере необходимости достижения социологии (а также психологии и экономической теории) для формирования своего теоретического ядра. Методы проведения исследований, как качественных, так и количественных, разрабатываются в рамках социологической науки. А практическое применение находят в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Тем не менее, неправильной, на мой взгляд, будет постановка вопроса, при которой оценка качества проведения любого маркетингового исследования, и в частности массового опроса или анкетирования, будет осуществляться исключительно с позиций социологической науки. Поскольку цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований существенно различаются. Остановимся на наиболее принципиальных различиях. |
Когда у основателя опросов общественного мнения Джорджа Гэллапа спросили, как ему удалось предсказать результаты выборов президента США, опросив всего 3000 человек, он ответил, что правильно взвесил `ингредиенты` (классы общества), замешал `суп` (выборка) и в определенный момент `снял пробу` (провел опрос). С той поры технология качественно не изменилась, и достоверность общественных опросов по-прежнему зависит от квалифицированности исследователя и честности заказчика. |
Проблема аддиктивного поведения вообще и наркомании в частности - по своей природе комплексная проблема. Она имеет несколько аспектов. Среди них можно выделять медицинский, психологический, юридический, социальный: Нас, ни в коем случае не умаляя значение остальных аспектов, интересует именно социальный аспект этой проблемы. До сих пор он остаётся недостаточно разработанным. |
Современная Украина с каждым годом приобретает черты европейского государства, хотя и медленно, но всё же движется по пути построения гражданского общества, правового социального государства. Однако, включение в европейские и мировые процессы приносит украинскому обществу не только положительные моменты. Переход к новым ценностям - свободе индивидуальности, рынку, конкуренции, демократизации общественных структур в совокупности с всеобщим кризисом породил целый комплекс проблем, с которым ранее общество не встречалось. Свобода выбора индивидом социального статуса, социальной роли способствовала становлению у части населения потребности в производстве такого товара и услуг и формированию соответствующего массового потребителя, чтобы можно было достичь ожидаемого положения в кратчайшие сроки. К таковым видам товаров и услуг стали относиться незаконный оборот наркотиков, производство и продажа оружия, продажа людей в рабство, организация проституции, порнобизнеса и т. п. |
...Субъективная школа в социологии может по справедливости быть названа русской социологической школой. Правда, Конт еще в 1851 году высказался за субъективный метод его `позитивной политики`, субъективный метод наших авторов не совсем одно и то же... |
Время начала и время окончания каждого интервью обязательно фиксируется в бланке интервью.
Все заполненные бланки интервью должны быть подписаны интервьюером, либо на них должен быть проставлен код интервьюера, если таковой ему придан. |
Шерри Тёркл одной из первых обратила внимание на те новые возможности, которые открывает для социальных исследователей повсеместное распространение Интернета. С одной стороны, это позволяет получить новый канал доступа к гражданам для проведения традиционных количественных и качественных исследований. |
Методологические основы исследования. Социология Интернета - относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является социальный анализ формирующейся информационной среды в российском обществе, а предметом изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией. |
Одной из наиболее успешных стратегий западной науки на протяжении более двух
тысячелетий является сведение больших, сложных объектов к меньшим и более простым
единицам.
Так, греческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) развил и систематизировал
учение, согласно которому материя состоит из твердых, неделимых частиц (атомов), пере-
двигающихся в пустоте. В XX столетии атомы стали делить на еще более мелкие элемен-
тарные единицы.
|
Обновление гуманитарного образования привело к введению в высших учебных заведениях России новой вузовской дисциплины - социологии. За небольшой промежуток времени социологические знания заняли достойное место в системе социально-гуманитарного образования студентов. |
Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. |
методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. |
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной культуры. |
Телевизионный экспресс-опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. |
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром |
Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. |
Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект. |
Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. |
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. |
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. |
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. |
Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи. |
Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. |
Шкала является инструментом для создания количественной определенности изучаемых качественных признаков. Шкала пpедставляет собой систему хаpактеpистик изучаемого свойства, выполняющяю pоль эталона. |
Разработка методической части социологического исследования: определение обследуемой совокупности, выборка объктов, логическая схема обработки информации. |
|