Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Методология социологии

 О сходстве и различиях между маркетинговыми и  социологическими опросами  


Прежде чем говорить о сходстве и различиях в подходах к проведению социологических и маркетинговых исследований хочется определиться с суперпозицией социологии и маркетинга. Социология, наряду с психологией и экономической теорией является одной из теоретических основ маркетинга. То, что социология является наукой (а не `продажной девкой мирового империализма`, наряду с генетикой и кибернетикой) под сомнение не ставится. Маркетинг же, не являясь наукой (на мой взгляд), использует по мере необходимости достижения социологии (а также психологии и экономической теории) для формирования своего теоретического ядра. Методы проведения исследований, как качественных, так и количественных, разрабатываются в рамках социологической науки. А практическое применение находят в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Тем не менее, неправильной, на мой взгляд, будет постановка вопроса, при которой оценка качества проведения любого маркетингового исследования, и в частности массового опроса или анкетирования, будет осуществляться исключительно с позиций социологической науки. Поскольку цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований существенно различаются. Остановимся на наиболее принципиальных различиях.
 Опрос жизни и смерти  


Когда у основателя опросов общественного мнения Джорджа Гэллапа спросили, как ему удалось предсказать результаты выборов президента США, опросив всего 3000 человек, он ответил, что правильно взвесил `ингредиенты` (классы общества), замешал `суп` (выборка) и в определенный момент `снял пробу` (провел опрос). С той поры технология качественно не изменилась, и достоверность общественных опросов по-прежнему зависит от квалифицированности исследователя и честности заказчика.
 Наркомания как объект социологического анализа  


Проблема аддиктивного поведения вообще и наркомании в частности - по своей природе комплексная проблема. Она имеет несколько аспектов. Среди них можно выделять медицинский, психологический, юридический, социальный: Нас, ни в коем случае не умаляя значение остальных аспектов, интересует именно социальный аспект этой проблемы. До сих пор он остаётся недостаточно разработанным.
 Методы статистического наблюдения и использование  данных для социологического анализа проблемы  


Современная Украина с каждым годом приобретает черты европейского государства, хотя и медленно, но всё же движется по пути построения гражданского общества, правового социального государства. Однако, включение в европейские и мировые процессы приносит украинскому обществу не только положительные моменты. Переход к новым ценностям - свободе индивидуальности, рынку, конкуренции, демократизации общественных структур в совокупности с всеобщим кризисом породил целый комплекс проблем, с которым ранее общество не встречалось. Свобода выбора индивидом социального статуса, социальной роли способствовала становлению у части населения потребности в производстве такого товара и услуг и формированию соответствующего массового потребителя, чтобы можно было достичь ожидаемого положения в кратчайшие сроки. К таковым видам товаров и услуг стали относиться незаконный оборот наркотиков, производство и продажа оружия, продажа людей в рабство, организация проституции, порнобизнеса и т. п.
 Субъективный метод в социологии  


...Субъективная школа в социологии может по справедливости быть названа русской социологической школой. Правда, Конт еще в 1851 году высказался за субъективный метод его `позитивной политики`, субъективный метод наших авторов не совсем одно и то же...
 Выборочное интервьюирование  


Время начала и время окончания каждого интервью обязательно фиксируется в бланке интервью.
Все заполненные бланки интервью должны быть подписаны интервьюером, либо на них должен быть проставлен код интервьюера, если таковой ему придан.
 Социологические опросы в Интернете  


Шерри Тёркл одной из первых обратила внимание на те новые возможности, которые открывает для социальных исследователей повсеместное распространение Интернета. С одной стороны, это позволяет получить новый канал доступа к гражданам для проведения традиционных количественных и качественных исследований.
 Интернет как объект социологического исследования  


Методологические основы исследования. Социология Интернета - относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является социальный анализ формирующейся информационной среды в российском обществе, а предметом изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией.
 Единицы культуры  


Одной из наиболее успешных стратегий западной науки на протяжении более двух
тысячелетий является сведение больших, сложных объектов к меньшим и более простым
единицам.
Так, греческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) развил и систематизировал
учение, согласно которому материя состоит из твердых, неделимых частиц (атомов), пере-
двигающихся в пустоте. В XX столетии атомы стали делить на еще более мелкие элемен-
тарные единицы.
 Проблемы преподавания социологии в университете  


Обновление гуманитарного образования привело к введению в высших учебных заведениях России новой вузовской дисциплины - социологии. За небольшой промежуток времени социологические знания заняли достойное место в системе социально-гуманитарного образования студентов.
 Специфика научного исследования в социальной психо логии  


Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными.
 Значение методологических проблем в современной на уке  


методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов.
 PR и социальная реклама в практике социальной  работы  


Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной культуры.
 Телевизионный экспресс-опрос  


Телевизионный экспресс-опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ.
 Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос  


Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром
 Телефонный опрос  


Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.
 Почтовый опрос  


Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
 Прессовый опрос  


Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
 Интервьюирование  


Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
 Анкетирование  


Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
 Социологические опросы  


Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания.
 Социологический эксперимент  


Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.
 Социологическое наблюдение  


Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию.
 Измерения на основе шкал  

Измерения на основе шкал
Шкала является инструментом для создания количественной определенности изучаемых качественных признаков. Шкала пpедставляет собой систему хаpактеpистик изучаемого свойства, выполняющяю pоль эталона.
 Методика социологического исследования  


Разработка методической части социологического исследования: определение обследуемой совокупности, выборка объктов, логическая схема обработки информации.
 1  2 



Led лампы h4 на ваз . срочная перевозка грузов . Как поддержать здоровье после 40
Copyright © RIN 2003-
* Обратная связь