Большинство россиян в той или иной степени осведомлены о том, что Госдума РФ планирует ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения. Как свидетельствует опрос, проведенный фондом "Общественное мнение", о принятии соответствующего закона в первом чтении "знают" 37% опрошенных, еще 35% - "что-то слышали". В целом отношение к этой инициативе неоднозначное, хотя доля позитивных оценок все же преобладает: так, 42% респондентов думают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД принесет пользу, 10% - что оно навредит, 22% ожидают как пользы, так и вреда (еще 11% говорят, что не будет ни того, ни другого).
В чем польза и в чем вред закона?
О том, что участники опроса подразумевают под пользой и вредом, можно судить по их ответам на открытый вопрос, какими будут последствия ужесточения наказаний за нарушение ПДД. Одни респонденты предполагали, что это приведет к повышению дисциплины и ответственности водителей, снижению количества нарушений ("люди наконец-то поймут, что надо соблюдать ПДД"; "будет меньше пьяных водителей"; "лихачить не будут" - в сумме 27% опрошенных); а в результате - к снижению количества аварий, случаев травматизма и гибели на дорогах (6%) и общему улучшению дорожной ситуации (3%). Другие говорили, что ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения приведет к усилению коррупции среди сотрудников ГИБДД, росту поборов и взяток ("узаконенный грабеж с разбоем со стороны ГАИ" - 19% ответов); что богатые, влиятельные люди будут откупаться от наказаний, а пострадают бедные ("это ударит по карману простых людей, а богатые как нарушали, так и будут нарушать" - 6%). По мнению некоторых респондентов, ужесточение наказаний ничего не даст, все останется по-прежнему или ситуация даже ухудшится ("если штрафовать будут огульно, может быть еще хуже, чем сегодня"; "еще больше будет скрытых нарушителей"; "за штрафы новых дорог не выстроишь" - 6%). Высказывалось также предположение, что подобные меры создадут нервозную обстановку, вызовут ожесточение и протесты среди водителей ("забастовку автомобилисты устроят"; "народ будет бунтовать" - 2%).
Безопасность на дорогах в регионах
Между тем, безопасность дорожного движения в своем городе, регионе, респонденты оценивают довольно низко. Только 8% заявили, что там, где они живут, дела в этом отношении обстоят хорошо, тогда как 46% называют положение дел плохим, а 37% - удовлетворительным. Более того, по мнению четверти опрошенных (27%), за последние год-два ситуация ухудшилась. О повышении безопасности сообщили только 12% участников опроса (52% перемен не видят).
При этом только 6% опрошенных заявили, что там, где они живут, водители никогда не нарушают правил дорожного движения. Подавляющее большинство респондентов утверждают обратное, причем 64% говорят, что это происходит часто, и только 18% - что редко. И даже среди "водителей" (водят автомобиль 33% опрошенных) две трети - 21% по выборке - признаются, что временами сами нарушают ПДД, - правда, подавляющее большинство из них (19%) утверждают, что делают это редко.
Как наказывать нарушителей?
В целом среди респондентов преобладает мнение, что наказания за нарушение ПДД следует ужесточить - в пользу подобного шага высказывается 67% опрошенных, против - 19%. Среди "водителей" доля противников ужесточения наказаний вдвое выше, чем среди "пешеходов" (31% против 14% соответственно), но и они чаще поддерживают эту меру (61%).
Судя по всему, сторонники ужесточения наказаний делятся на подразумевающих, что таковое должно заключаться в увеличении денежных взысканий, и тех, кто ратует за введение или ужесточение иных санкций. Так, респондентам рассказали, что сейчас за проезд на красный свет на водителя налагается штраф в 100 рублей, а по новому закону за такое нарушение предусмотрен либо штраф в 1-1,5 тысячи рублей, либо лишение прав на 1-1,5 года. Ужесточение наказания в целом одобрили 71% опрошенных. При этом 39% респондентов считают правильным взимать с нарушителей штраф, а 32% - временно лишать их прав. Водители, естественно, еще более определенно предпочитают штраф лишению прав (43% и 27% соответственно).
Как повысить уровень безопасности?
Данные свидетельствуют о широкой поддержке идеи ужесточить наказания за нарушение ПДД. Более половины опрошенных (56%) ожидают, что это приведет к уменьшению количества ДТП (29% - полагают, что в этом отношении ничего не изменится). Но ужесточение наказаний считается все же не первоочередной мерой и, тем более, не панацеей. Так, половина респондентов (52%) считают, что количество ДТП снизится и в том случае, если наказания останутся прежними, но будут созданы условия, при которых они станут неизбежными (полагают, что подобные перемены не принесут результатов, 19% опрошенных).
Наконец, отвечая на открытый вопрос о том, что необходимо делать в первую очередь для повышения безопасности дорожного движения, только 17% опрошенных заговорили о необходимости укреплять дисциплину и порядок на дорогах, ужесточать наказания за нарушения ПДД. Значительно чаще говорилось о том, что следует ремонтировать старые и строить новые дороги и развязки (32% респондентов), улучшать работу ГИБДД, бороться с коррупцией в ее рядах (14%), устанавливать дорожные знаки и светофоры, улучшать освещение дорог (11%) и т.д.
Опрос населения проведен фондом "Общественное мнение" в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 31 марта - 1 апреля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ИТАР-ТАСС Урал
|