Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Прудон. Бедность как экономический принцип

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

0Глава I
Основные начала политической экономии, законы бедности и равновесия

Пусть не ослепляют нас тщеславие нашей роскошью и горячка наших наслаждений: пауперизм столько же свирепствует среди цивилизованных народов, сколько и между полчищами варваров, а может быть, и сильнее. Благосостояние в данном обществе не столько зависит от абсолютного количества накопленного богатства (всегда меньшего, чем думают), сколько от отношения производства к потреблению, а в особенности - от распределения продуктов. Теперь, так как, по множеству причин, вычисление которых здесь бесполезно, ни у какого народа сила производства не может сравниться с силой потребления и так как распределение продуктов производится еще гораздо неправильнее их произведения и потребления, то следует из этого всего, что неблагосостояние повсеместно и постоянно; что общество, по-видимому богатое, на самом деле бедно, - словом, что все страдают от пауперизма: собственник, живущий рентою, так же как и пролетарий, который перебивается только трудом своих рук.
Это положение может показаться парадоксальным, и потому прошу позволения еще некоторое время на нем остановиться.
Из всех потребностей нашей природы самая настоятельная - потребность в пище. Говорят, что есть некоторые виды бабочек непитающихся, но они напитались в состоянии личинки, да и их существование недолговечно. Стоит ли брать их символами жизни ангельской, свободной от ига телесного? Пусть разрешат это, если угодно, любители аналогий.
Как бы то ни было, человек разделяет общую участь животных: он должен есть, т. е. потреблять, говоря экономически.
Вот наш первый закон в сфере экономической - грозный закон, как фурия преследующий нас, если мы не сумеем с умом выполнить его, точно так же, как если мы делаемся его рабами, жертвуя ему всеми нашими прочими обязанностями. Этой-то необходимостью кормиться мы ближе всего подходим к скоту; под ее влиянием мы делаемся хуже скота, когда погрязаем в разврате или, застигнутые голодом, не боимся для его насыщения прибегнуть к обману, насилию, убийству.
Однако ж Творец, избравший для нас этот образ жизни, имел свои цели. Необходимость поддержания жизни побуждает нас к промышленности и труду - вот наш второй закон.
Но что же такое промышленность и труд? Деятельность, и физическая и умственная, существа, состоящие из тела и духа. Не только труд нужен для сохранения нашего тела, он еще необходим для развития нашего духа. Все, чем владеем мы, все, что знаем, происходит от труда; ему обязаны мы всякой наукой, всяким искусством, равно как и всяким богатством. Философия есть только средство обобщать и возводить в отвлеченность результаты нашего опыта, т. е. труда.
Сколько, по-видимому, унижает нас закон потребления, столько облагораживает нас закон труда. Мы не живем исключительно жизнью духовною, потому что мы не исключительно существа духовные; но трудом мы более и более одухотворяем (спиритуализируем) наше существование.
Здесь возникает вопрос один из самых важных - вопрос, от разрешения которого зависит и наше теперешнее благосостояние, и, если верить древним мифам, будущее.
Что нужно человеку для потребления? Следовательно, сколько он должен, сколько может производить? Сколько приходится ему трудиться?
Ответ на этот вопрос будет нашим третьим законом.
Сперва заметим, что у человека способность потребления безгранична, между тем как способность произведения не безгранична. Это в природе вещей: потреблять, пожирать, разрушать - способность отрицательная, хаотическая, неопределенная; производить, создавать, организовывать, давать бытие или форму - способность положительная, которой закон - число и мера, т. е. ограничение.
Осмотримся вокруг: все имеет свои пределы в созданной природе, я хочу сказать - в наделенной формами. Обитаемый нами земной шар имеет в окружности 9000 миль; вокруг оси он вращается в 24 часа, а вокруг Солнца - в 365 дней с четвертью. Вращаясь вокруг своей оси, он попеременно направляется обоими полюсами к центральному светилу. Его атмосфера не выше 20 миль; океан, покрывающий 4 / 5 его поверхности, не достигает, средним числом, и 3000 метров глубины. Свет, теплота, воздух и дождь отпускаются нам в достаточном количестве, без сомнения, но без излишка, даже скорее как будто с некоторою бережливостью. В экономии земного шара малейшее уклонение в ту или другую сторону причиняет беспорядок. Такой же закон управляет растениями и животными. Обыкновенная продолжительность человеческой жизни - не более 70 лет. Бык растет шесть лет, баран - два, устрица - три. Тополь 35 сантиметров в диаметре бывает только в 25 лет; дуб такой же толщины - во сто лет. Хлеб и бо`льшая часть возделываемых нами, идущих в пищу растений зреют в одно время года. Во всем умеренном поясе, наилучшем на земном шаре, бывает ежегодно одна только жатва. А сколько пространств на безводной части нашей планеты, не допускающих обработки, необитаемых!

Ссылки по теме:
  • Социология бедности
  • Социальная реальность
  • Treatise on the Family
  • Как получить медицинскую справку для УФМС для иностранных граждан в России - все что нужно знать иностранцу
    В наше время всё большее количество людей стремятся уехать в другую страну для того чтобы иметь возможность устроиться на работу и получать достойную заработную плату для содержания себя и своей семьи
    Лечение ожирения
    Какие методы в настоящее время наиболее действенны при лечении ожирения? Один из наиболее популярных и всем известных методов это совмещение диеты с фитнесом
     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь