Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом проектирования, производства и поставки продукции. Хотя люди производили и продавали продукты с самого начала цивилизаций, операции по управлению являются относительно новым явлением. Операционный менеджмент и управление производством стали известны в 20-м веке, но их корни можно проследить еще в 18 и 19 веках.
Эпоха промышленной революции
Одним из первых людей, подошедших к решению вопроса управления операциями, был шотландский философ - и отец современной экономики - Адам Смит. В 1776 году Смит написал известный труд "Исследование о причинах и природе богатства народов", в котором рассказал о разделении труда. По словам Смита, если работники разделяют задачи, то они могут производить продукцию более эффективно, по сравнению с тем же количеством работников, выполняющих работу от начала до конца. Эта концепция будет позднее использована Генри Фордом для создания конвейера.
Постиндустриальная революция
Во время промышленной революции, новейшее оборудование позволило заводам расти в мощности и значительно увеличивать объемы производства. Несмотря на этот рост, наблюдалась значительная неэффективность в использовании ресурсов. Два человека помогли преодолеть эту неэффективность в начале 20 века: Фредерик Уинслоу Тейлор и Генри Форд. Тейлор разработал научный подход для осуществления управления: он собрал данные о производстве, проанализировал и использовал их, чтобы улучшить операции. Форд повысил эффективность путем введения поточного производства и улучшения цепочки поставок.
После Второй мировой войны
Технологические разработки во время Второй мировой войны открывали новые возможности для менеджеров, желающих улучшить свою деятельность. В частности, развитие вычислительных технологий позволило в большей степени использовать данные для анализа. Возможности компьютеров продолжают расти в геометрической прогрессии, обеспечивая высокую степень анализа данных и связей. Современные производители теперь могут отслеживать все: от инвентаризации и сырья, до производства и конечных поставок. В это же время начинают разрабатываться первые системы управления проектами.
Наши дни
Сегодня в управлении производством популярны системы менеджмента качества. Управление качеством представляет собой систему для отображения, улучшение и мониторинга операций. Наиболее заметными из них являются ISO и lean production. Они направлены на повышение эффективности бизнес-процессов. Хотя в управлении операциями обычно приходится иметь дело с процессом производства, данные концепции успешно применяются и для сферы услуг.
Уже скоро наступит пора отпусков и жаждущие отдыха россияне будут осаждать турагентства с желанием поскорее покинуть надоевшую за год работу и бросить своё тело на горячий песочек под палящее солнце