Знакомство с иностранными методами воспитания детей
Конечно, все мы хотим, чтобы наш ребенок был хорошо адаптирован к жизни не только в нашей семейном кругу, но и в большом мире, и при этом представлял из себя полноценную, яркую личность. Не всегда этого удается добиться традиционными педагогическими приемами, особенно если брак родителей через короткое время распался и ребенок растет в неполной семье: как правило, воспитывается женщиной. К тому же – сколько людей, столько и характеров… В этом отношении иногда очень полезен бывает опыт зарубежных коллег.
К примеру, при знакомстве с иностранцами из Германии многие удивляются их надежности, ответственности и при этом доброжелательности. Возможно, все дело в методах воспитания, которые применяют немецкие семьи?
Рассмотрим подробнее отличия в воспитании ребенка у нас и у иностранцев.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с иностранным бытом – это то, что Германии очень ответственно подходят к рождению и воспитанию детей. Семью здесь заводят уже в зрелом возрасте. Женщины выходят замуж после тридцати, когда за плечами уже достаточный жизненный опыт. Мужчины женятся лет в тридцать пять-сорок, когда есть уверенность в материальном положении. В итоге брачные союзы, созданные в сознательном возрасте, получатся достаточно крепкими. При этом супруги и будущие родители вовсе не намерены расставаться с радостями жизни и активной общественной позицией после рождения ребенка: вполне возможно наблюдать такую ситуацию, когда женщина, еще только готовясь к беременности, выбирает для ребенка будущую няню. Немки рано выходят из декретного отпуска (буквально через 3-4 месяца после родов). И дело здесь вовсе не в политике государства, ведь рабочее место за женщиной держат на протяжении трех лет. Просто большинство иностранок на первое место ставят карьеру, и даже после замужества семья для них является лишь плацдармом, в котором можно отдохнуть и привести мысли в порядок после сложного рабочего дня.
Наши соотечественницы, которым довелось выйти замуж за немца , отмечают, что были удивлены активным участием своего иностранного супруга в процессе ухода за младенцем. Но ничего необычного в этом нет: в Германии принято, что оба родителя играют равнозначную роль в воспитании ребенка. А вот бабушки и дедушки в процесс практически не вмешиваются. Обычно они заглядывают в гости на выходных, да и то только по предварительной договоренности. Разительное несходство с нашими семьями: с родителей никто не стремится снять ответственность, да и ребенка некому баловать!
Иностранцы с малых лет знакомят ребенка с правилами самостоятельности. Считается, что уже пятилетний малыш может взять на себя ответственность за полив цветов или кормление рыбок. Примерно в этом же возрасте его начинают адаптировать к социуму. В Германии редко ходят в гости, знакомиться со сверстниками на улице тоже не принято. Поэтому основным кругом общения для малыша является детский сад. Работают немецкие дошкольные учреждения по принципу развлекательных комнат: питание там не предусмотрено, да и оставить малыша можно только на полдня. Так что полностью забыть о ребенке на восемь часов, как это делают наши замужние, обремененные массой других забот, женщины – женам немецких мужчин, при всей любви к карьере, не удается. Да это и правильно: мать ведь никто и ничто не заменит. К тому же муж, как правило, в состоянии достойно обеспечивать семью и без участия жены.
Однако, распространенное у нас ранее развитие ребенка (знакомство с иностранными языками, обучение грамоте и письму) у немцев не принято. Считается, что на это есть школа и специалисты-педагоги. В школе, особенно в старших классах, нет многих знакомых нам обязательных предметов: каждый выбирает свой профиль, по которому он будет работать в будущем. Окончить обучение можно после девятого, десятого или одиннадцатого класса. Если ребенок не собирается получать высшее образование, достаточно будет девяти классов, если хочет учиться соответственно своей школьной специализации – десяти, а если еще не определился окончательно с выбором будущего факультета (что бывает там крайне редко) – одиннадцати. Многие старшеклассники получают профессию и даже стажируются в различных фирмах: три дня в неделю посещают школу, а два дня ходят на работу. Впоследствии большинство из них продолжают свою карьеру в той организации, где они стажировались.
Высшее образование также не является обязательным условием для получения достойного заработка. Некоторые сразу после окончания школы идут работать и только через несколько лет решают поступить в ВУЗ. Кстати, там отсутствуют вступительные экзамены, и зачисление в выбранный институт производится исходя из оценок школьного аттестата.
При более глубоком знакомстве с иностранной системой образования можно отметить, что в целом воспитание детей в Германии предполагает принцип демократичности и гуманизма. В немецких семьях ребенка никогда не наказывают и не повышают на него голос. С ранних лет его приучают брать ответственность за свои поступки. Это, кстати, близко и к постулатам нашей отечественной воспитательной системы. Еще Сухомлинский говорил: «Если вы хотите видеть общество без преступности, воспитывайте детей без наказаний». Возможно, именно поэтому мы наблюдаем, что сегодня Германия – одна из лидирующих стран Евросоюза.