Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Значение "русского вопроса" в истории общественной мысли

 1  2  3  4  5 

Появление славянофильского направления общественной мысли было связано с откликом на `Философические письма` П.Я. Чаадаева, которые по выражению Н.А. Бердяева `пробудили общественную мысль`. В этих `письмах` П.Я. Чаадаев фиксирует внимание на `отлученность` России от мирового общественного процесса, ее закрытость и непринятие культурных ценностей европейского мира, опередившего ее в своем развитии.

Откликом на `письма` явилось возникновение славянофильского идейного подхода, согласно которому Россия движется по своему особому историческому пути, не похожему ни на путь европейских, ни каких-либо других народов (за исключением славян, которым предопределен такой же путь).

Он обусловлен самобытностью России, что проявилось в отсутствии социальных противоречий и классовой борьбы, в русской поземельной общине, в православии как единственно истинной вере. Большую роль в выработке этих взглядов вместе со своими единомышленниками сыграли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др

Славянофилы критиковали, прежде всего, принятие западноевропейских политических форм, однако приветствовали техническое и экономическое развитие. В идейном, философском плане, западному критическому рационализму противопоставлялась `волевая целостность`, построенная на `истинной вере` православной церкви. Именно поэтому русскому народу предназначена особая `миссия`: дать миру справедливые экономические и социальные формы, вытекающие из принципа построения русской общины.

Противостояли `славянофилам` `западники`, среди которых наиболее яркие имена - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, И.С. Тургенев и др. Источником полемики двух идейных течений служили петровские реформы и их оценка. Славянофилам было свойственно идеализировать допетровскую эпоху. Западники, напротив, видели в реформах Петра решительный первый шаг в усвоении передовых достижений западной Европы и полагали, что успех России зависит от активности в их принятии.

Таковыми передовыми достижениями считались институты буржуазного общества и социалистические идеи. В целом социально-исторический подход западников сводился к мысли, что целью развития общества является социализм (в понимании XIX века), а достичь его возможно, проводя буржуазные преобразования и вводя социальные институты аналогичные европейским.

Накал дискуссии и непримиримость сторон обуславливались актуальной проблемой того времени - проблемой крепостничества. И, по сути, вопрос о том, как отменить крепостничество, лежал в основе диспутов славянофилов и западников, что в свое время отмечал А.И. Герцен: `весь русский вопрос : заключается в вопросе о крепостном праве`. В целом именно эти два течения определили мыслительные парадигмы решения `русского вопроса`. Зафиксируем их основные моменты.

Славянофилы:

Россия самобытна, ее исторический путь не имеет аналогов, влияние Запада на Россию разрушительно. Данный принцип обуславливает культурную закрытость и изоляцию;

России принадлежит особая роль, миссия в создании для мира справедливого социального строя. Отсюда идея мессианства.

Западники:

Открытость России Западу, активное принятие его достижений и использование `передового` опыта;

Следование за Западом (создание в России социальных институтов, прежде всего политических, по западному образцу).

Пафос и сила дискуссии повлияли на возникновение социологических и культурологических концепций, стремившихся научными методами разрешить так называемый `русский вопрос`. Выходят в свет работы Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.

Н.Я. Данилевскому принадлежит заслуга в создании теории исторического круговорота (как альтернативы теории европоцентристского прогресса), предвосхитившая концепцию О. Шпенглера. Исходя из идеи круговорота, Н.Я. Данилевский обосновывает историческую самобытность России (впрочем, как и любого другого общества). По его мнению, великие цивилизации развили один из видов деятельности (таких видов деятельности четыре: религиозная, культурная, политическая, социально-экономическая).

Ссылки по теме:
  • 7 лекций по истории социологии
  • Иванов-Разумник
  • Значение "русского вопроса" в истории общественной мысли
  • Газовая или электрическая плита: что выборать?
    Всем известно, что ни одна современная кухня не обходится без плиты, будь то электрическая или газовая
    Преимущества матраса с эффектом памяти
    Конечно же, практически каждый человек понимает значимость ночного сна. Но далеко не всегда мы осознаём, насколько качество этого сна зависит от того, на чём мы спим.
     1  2  3  4  5 



    перевозка грузов авиатранспортом . Рецепты блюд со всего мира - журнал bbme.ru . износостойкие бетонные полы
    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь