Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Сорокин П. Причины войны и условия мира (отрывок)

 1  2  3  4  5  6  7 

01. ГЛАВНАЯ ОСНОВА ВНУТРЕННЕГО И МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА

Установим сначала несколько основных положений: 1. Главной причиной, или основой, внутреннего социального мира является наличие в данном обществе целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответствующих норм поведения2. Основные ценности различных частей и членов общества должны по существу гармонировать с этой системой и друг с другом.
2. Главной причиной, или основой, международного мира является наличие в каждом из действующих обществ целостной, хорошо объединенной и усвоенной системы, высших, или главных, ценностей и соответствующих норм, причем эти системы должны быть совместимы друг с другом.
3. В данной группе общества или внутри данного общества возможность мира находится в прямой зависимости от условия целостной системы высших ценностей и их взаимной совместимости. Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают, особенно же когда это происходит вдруг и сразу, увеличиваются шансы международной или гражданской войны.
В связи с этим необходимы некоторые пояснения. Нас интересуют высшие, а не второстепенные ценности данного общества. Как правило, они состоят из основных нравственно-юридических, религиозных, научных, экономических, политических и эстетических понятий. Это не мешает различным обществам выдвигать религиозные или экономические, или политические ценности на первое место среди равных. Несмотря на конкретные различия от общества к обществу и от эпохи к эпохе, эти ценности в общем остаются основными.
(` Статья эта является сокращенным переводом докладов Сорокина для Commision to Study the Bases of Just and Durable Peace, American Historical Association и Conference on Science, Philosophy and Religion.
2 Все основные ценности - религиозные, нравственно-юридические, научные, экономические, политические, эстетические - имеют свои правила поведения.)
Нас интересует не та или иная ценность, но система всех основных ценностей. Там, где основные ценности усвоены и воплощены, они составляют единую систему взаимодействия и взаимозависимости. Когда одна из основных ценностей общества становится несовместимой с некоторыми главными ценностями другого общества, вся система одного становится несовместимой с системой другого. Та или иная изолированная ценность не обусловливает мира или войны сама по себе, а вся система высших ценностей действует как целое.
Под усвоением высших ценностей разумеется их смысло-причинная взаимозависимость; они логически и эстетически последовательны, выражают те же идеи, принципы и нормы различными путями; в случае существенного изменения одной из них, все другие также терпят изменения.
Наконец, нас интересует совместимость систем высших ценностей, а не их сходство, слитность или тождество. Системы высших ценностей могут быть различны, но это не означает несовместимости. В современном обществе граждане принадлежат к разным религиям, имеют разные вкусы и разные политические идеи, однако это разнообразие еще не ведет к гражданской войне.
Эти положения подтверждаются, положительно и отрицательно, повторяющимся единообразием исторического процесса, что существеннее подбора отдельных фактов. Начнем с отрицательных доказательств, т.е. с единообразия, с каким войны возникают или увеличиваются, когда ослабевает единство и усвоение высших ценностей и их совместимость3. Если ослабление происходит среди частей или членов данного общества, результатом является гражданская война. Если ослабление усвоенности и гармонии касается систем ценностей различных обществ, результатом является международная война.
А. Первой группой доказательств может служить бесчисленный перечень войн, когда ранее изолированные общества с различными системами ценностей впервые вступали в прямые и постоянные сношения. Сношения реально обнаруживают несовместимость противоположных ценностей, и возникающее положение ведет к войне, что одинаково ясно наблюдается в деревне и в более недавние времена. Квинси Райт установил, что сравнительно изолированные народы имеют наименьший индекс войн (2.03), за ними идут народы средней степени общения (2.59), а высший индекс падает на народы, имеющие широкое и тесное культурное общение (2.91). Предыстория и антропология дают сотни примеров войн, возникающих при встрече двух ранее изолированных племен. Если их основные ценности были различны, этот контакт почти неизбежно

Ссылки по теме:
  • Социальные основы терроризма (The Social Origins of Terrorism)
  • Групповая мобильность
  • Сорокин Питирим Александрович
  • Археологи Кузбасса обнаружили уникальные артефакты
    В сентябре 2012 года во время раскопок ритуального древнего комплекса, археологический возраст которого составляет 3 тысяч лет, в Венгеровском районе Новосибирской области ученые обнаружили несколько сотен уникальных артефактов в виде фрагментов керамических шаров среднего размера, изделий в форме гриба, куба, цилиндра и диска. Специалисты из лаборатории археологии Института экологии человека СО РАН тщательно отреставрируют все найденные артефакты
    Знакомства в реале и на сайте знакомств Kisses.ru
    Зимними холодными вечерами, порою бывает холодно и одиноко
     1  2  3  4  5  6  7 



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь