Russian Information Networkна главную
 
МЕНЮ
 
Социология
 
Новости
 
Предмет социологии
 
История социологии
 
Методология социологии
 
Экономическая социология
 
Учебные программы
 
Значение социологии
 
Компьютерные программы
 
Социология за рубежом
 
Социологические опросы
 
Результаты социологических опросов
 
Известные социологи
 
Персоналии
 
Организации
 

ПОИСК
 
СЕРВИСЫ





Предприниматели в зеркале социологии

Это внимание не случайно. Именно с предпринимателями, классом капиталистов связываются надежды на развитие рыночных отношений, на либерально-демократическое преобразование российского общества. Наличие большого среднего класса, основой которого должен стать класс собственников, трактуется как необходимое условие стабильного и процветающего гражданского общества, правового государства. Только появившись (и легализовавшись), данная группа стала заявлять свои претензии не просто на место в обществе, но на ключевые позиции в структуре общества и власти.

По своим доходам это самая богатая часть населения. Предприниматели не только претендуют, но и занимают преимущественно верхние слои в системе социальной стратификации общества, хотя их достаточно много и в срединных слоях, а неудачников - и в нижних стратах. В условиях, когда большинство населения озабочено своим выживанием, большинство предпринимателей процветают, показывая своим примером, как надо жить в условиях становления рыночных отношений.

Указанные моменты и иные обстоятельства делают группу предпринимателей весьма привлекательной и престижной в глазах населения, особенно молодежи. На заре российских реформ, в 1993г., половина старшеклассников в Нижегородской области изъявляла желание заняться предпринимательской деятельностью. Сегодня, когда становится ясно, что не каждый желающий способен заняться бизнесом и что наряду с отдыхом на Канарах многим предпринимателям светит перспектива отсидки на тюремных нарах или того хуже- пуля в лоб от киллера, нанятого конкурентом, желающих пойти в бизнесмены немного поубавилось.

В настоящее время в России, по данным академика Т.Заславской, среди экономически активного населения к классическим предпринимателям, т.е. к собственникам, лично руководящими принадлежащим им бизнесом, профессионально занятыми `деланием денег`, относится не более трех процентов населения. К более широкому бизнес-слою относятся около 11 процентов экономически активного населения. Это самозанятое население, полупредприниматели (работающие и по найму и имеющие свой бизнес, руководители частных фирм, паразитирующих на ресурсах руководимых ими же государственных предприятий), наемные менеджеры и т.п.

Характерной особенностью представителей бизнес-слоя является тот факт, что большинство из них (около 70%) одновременно являются наемными работниками, не желающими оторваться от пуповины своих предприятий и организаций, обеспечивающих им пусть небольшой, но стабильный источник доходов, трудовой стаж, социальные гарантии и т.д.

По данным опросов в Н.Новгороде, себя называют предпринимателями 5-7 процентов занятого населения. Три четверти предпринимателей - мужчины, из чего следует, что бизнес по-российски - не женское дело. Растет ли этот слой количественно? Трудно сказать. Социально-экономические процессы в России с каким-то ослиным упрямством идут не так, как об этом сладкоголосо пели идеологи реформирования российской экономики. Средний класс не только не растет, но теряет свою базу из-за обнищания и люмпенизации значительной части населения. С уверенностью можно говорить, что питательная среда нашего общества сегодня неблагоприятна для взращивания ключевых фигур рыночной экономики.

Любая социальная группа, желающая иметь поддержку в обществе, в общественном мнении, работает над своим имиджем. Тот образ респектабельного, ухоженного, молодого, элегантного, законопослушного, щедрого на меценатство и благотворительность банкира, владельца фирмы, магазина, который является нам в рекламных роликах, на страницах иллюстрированных журналов, в заказных статьях газет, плохо соотносится с действительностью вообще, а тем более с российской.

Отдавая должное инициативности, неуемной энергии, умению делать деньги и т.д., общественность не считает современного российского предпринимателя образцом для подражания. И дело не в социальной зависти, хотя и это имеет место. В российском бизнесе достаточно много паразитических и относительно мало производительных, продуктивных видов деятельности. Ясно, что рост благосостояния всего общества связан с подъемом промышленности, а не с прокручиванием бюджетных денег, воровством в особо крупных размерах и прочими махинациями. Криминальный характер нашего бизнеса ни для кого не секрет. Не в восторге общество, взирая на духовный мир, нравственный и культурный облик отечественных предпринимателей. Надо сказать, что многочисленные анекдоты про новых русских имеют под собой почву.

Общество нуждается в стабильности, согласии, в социальном партнерстве.

Установки же предпринимателей на взаимодействие с окружающими сформированы законами конкурентной борьбы, причем законами не цивилизованного общества, а законами джунглей. Больше, чем в любой другой социальной группе нижегородцев, предприниматели руководствуются в своей жизни такими наставлениями и правилами поведения как `человек человеку волк`, `не обманешь - не проживешь`, `око за око, зуб за зуб`, `закон что дышло: куда повернешь, то и вышло`.

Что, наши родные капиталисты хуже западных? Скорее всего, именно так, поскольку наш архаический, или, как говорит Дж. Сорос, `грабительский капитализм`,- не чета западному окультуренному капитализму и порождает соответствующие типы бизнесменов.

Цитируем академика Т.Заславскую: `Неблагоприятные экономические, политические, правовые и социальные условия формирования нового российского предпринимательства нередко придают ему уродливые черты. Неправовой характер образования большинства функционирующих в стране крупных и мелких капиталов, массовая коррупция органов власти, доминирование коммерческой и финансово-посреднической деятельности над производственной, слабость правового контроля за хозяйственной деятельностью, распространение рэкета, силовых разборок между группами коммерсантов, террористических акций привели к тому, что предпринимательство стало восприниматься не только как наиболее преступная сфера жизни, но и как источник криминализации всего общества.

Сегодня наибольшие шансы разбогатеть имеют россияне, отличающиеся не столько высокой квалификацией, знаниями, деловой энергией и талантом, сколько наличием выгодных связей, нахрапистостью, пренебрежением к закону и морали. Такое положение вещей не соответствует социокультурным нормам и ценностям россиян и потому воспринимается большинством как нарушение социальной справедливости".

Каждая из противоборствующих в обществе групп людей, преследующих свои интересы, пытается навязать общественности свое видение мира, общества.

Социология, как и любая другая наука, стремится к истине, пытается увидеть мир таким, каков он есть на самом деле, поэтому является наукой изобличающей. Ее видение порой не согласуется с навязываемым обществу средствами массовой информации образом российского предпринимателя, но лучше жить с открытыми глазами и трезво смотреть на окружающую действительность.

Балабанов С.С.,
зав. Нижегородским отделом Института социологии РАН

Ссылки по теме:
  • Опыт российских реформ в зеркале общественного мнения
  • Предприниматели в зеркале социологии
  • Социальная структура современного российского общества
  • Столешницы из камня для кухни и ванной
    Столешницы для кухни - это самая часто используемая часть кухонной мебели, на которой производится большая часть работ по приготовлению пищи, горячие блюда ставятся на нее, различные пищевые продукты и посуда и прочие кухонные принадлежности, поэтому со временем случается так, что столешница, сделанная из непрочного материала теряет свой первоначальный цвет, истирается, тускнеет, а местами на ней могут оставаться следы от различных предметов
    Ароматы в подарок себе и любимым
    Тонкий и изысканный аромат оценят по достоинству



    Copyright © RIN 2003-
    * Обратная связь