Выделяются основные задачисоциальногообразования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. . В числе главных задач социальногообразования называют установление `баланса` потребностей человека и общества (А.А. Козлов и Т. Шанин), что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.
На основе выявления особенностей социальногообразования определяют его базовые принципы: гуманизм, последовательность и целостность социальногообразования; использование в содержании социальногообразования мировых образовательных стандартов; единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей; воспитание активного отношения к общественной жизни.
В ходе специальных исследований феномена социальногообразования и его значимости (В.А. Никитин и Г.Т. Медведева) различаются виды социальногообразования:
1.Неформальное социальное образование - это совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни.
2.Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования, и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности. Исследователи В.А. Никитин и Г.Т. Медведева выделяют общенаучный и частнонаучный уровни социальногообразования.
На общенаучном уровне социальногообразования специалисты получают знание о законах, принципах развитиясоциальной сферы (социальное взаимодействие людей, групп) и умения анализировать, прогнозировать, создавать проекты для преобразования общества.
На частнонаучном уровне осуществляется специализация социальногообразования, когда специалисты овладевают теоретико-методологическими, общепрофессиональными и частнопрофессиональными основами и методиками профессиональной деятельности, приобретают умения осуществлять экспертно-аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи коллективу, группе, отдельным личностям в социализации в рамках подготовки специалистов по социальной работе, а также в соответствии с потребностями общества.
Анализ научной литературы, материалов конференций (А. Бодак, С. Зуева, Т. Пантелеева, Ш. Рамон, В. Фокин и др.), собственный опыт работы позволяют выявить основные тенденции в развитии социальногообразования.
Одна из тенденций - использование зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки в области изучения социальных наук, что может быть учтено в отечественной системе подготовки будущих специалистов социальной работы.
Так, в зарубежной системе социальногообразования (США, Австрия) предусмотрено сотрудничество вузов с общественными организациями, к деятельности которых привлекают студентов. На базе вузов организуют волонтерские центры и реализуют студенческие волонтерские программы, которые направлены на решение социальных проблем конкретного сообщества, проблемы обеспечения занятости молодежи и др. .
В Австрии существует специальная школа для обучения руководителей досуговых центров молодежи. Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки.
Анализ зарубежного опыта социальногообразования указывает на популярность среди студентов клубов `Дебаты`, которые существуют при образовательных учреждениях. Основная цель деятельности данных клубов состоит в развитии у студентов культуры публичного обсуждения общественно значимых проблем, что предполагает развитие способностей молодежи свободно мыслить, умения понимать иную точку зрения, убедительно излагать свое мнение в публичном выступлении, критически мыслить, быть психологически устойчивым.
Значение деятельности данных клубов для студентов заключается, на наш взгляд, в том, что позволяет студентам уточнить уровень собственного понимания проблемы, критически осмыслить свои знания, убеждения, познакомиться со степенью проработанности проблемы в теории и на практике, получить неизвестную ранее информацию, новые аргументы, определить свою позицию среди других, оценив ее нравственные и этические основы.
В государственном университете Болла (Штат Индиана, г. Манси) действует программа `Искусство лидерства` (The Excellence in Leadership), направленная на формирование у студентов умений общественного лидера, предполагающих развитие уверенности в себе, социальной активности, направленности личности на реализацию волонтерской деятельности после окончания университета.
В университете Северного Мичигана действует программа `Общество студенческих лидеров` (The Student Leader Fellowship Program at Northern Michigan University), цель которой заключается в развитии компетентных студентов-лидеров со сформированными этическими представлениями и ориентированными на помощь сообществу. Программа предусматривает изучение тем: `Забота о членах своей группы`, `Советы по публичному выступлению` и др.